Алина Небыкова: «Композитор многое видит, многое слышит, и многое сохраняет в своей памяти - и потом это все выражает в творчестве, где духовное и чувственное сливаются воедино».

Опубликовано 12.07.2024 в разделе Искусство | Москва


Ваша «Ждана» в Геликоне – это просто музыкальная феерия, да еще, в практически дворцовых интерьерах. Как пришла идея именно такого места для мировой премьеры?

 

- Место для постановки моей оперы выбирала команда Lyrica Сlassic, возглавляемая продюсером и оперной певицей Юлией Петрачук. Они организовали и провели в содружестве с «Музыкой нашего времени» и издательством «Шостаковичи и Стравинские» замечательный международный фестиваль современной оперы женщин композиторов «Приглушенные голоса», в рамках которого было представлено 10 постановок семи композиторов с разных континентов. То, что Геликон-опера - музыкальный театр высочайшего уровня - предложил нам свою сцену, стало действительно большой удачей для фестиваля и, безусловно, для меня лично. Я счастлива, что премьера моей первой оперы состоялась в таком знаковом историческом месте.

 

Музыка, как по мне, и «родила» саму оперу. Как вы писали «Ждану», с чего началось и что стало «красной нитью» постановки?

 

- Началось все с интереса к литературному произведению «Ждана» замечательного писателя Алексея Небыкова, моего супруга и творческого партнера по совместительству. И с желания преобразовать этот фантастический текст, в котором каждый абзац является шедевральным, в звук. Когда я читала «Ждану», в голове рождались яркие музыкальные образы, интонации героев, тема рода Жданы. Захотелось отдать голос матери, родственников и природы хору. При работе над оперой я ставила себе задачу написать не просто красивую и понятную слушателю музыку, но запоминающуюся музыку, создать особую звучность, полно и достоверно отражающую полотно литературного сюжета, вызывающую то леденящие душу эмоции, то рождающую трепет и надежду, то заставляющую пережить сильные чувства героев друг к другу, и, вместе с тем, отвечающую жанру оперы-хоррор. «Красную нить» постановки - влияние на жизнь главной героини рода и семейного «проклятия» очень хорошо почувствовала и воплотила на сцене режиссер Елизавета Корнеева, мастерски работая с пространством и широко используя метафорический язык: нити, тянущиеся к родственникам Жданы (хору), сундук, замки, ключи, запертый шкаф, красные ленты в косе Жданы, раму - портал в потусторонний мир, танец и пластику альтер-эго главной героини и ее матери в хореографии и исполнении невероятных сестер Михайлец - Виктории и Анастасии.

 

Магия языка, звук, поэтическая проза и ваши музыкальные изыски – это и есть «Ждана», на мой скромный взгляд. А лично вы как считаете, и довольны ли премьерой?

 

- Совершенно верно. Многие считают, что главное в любом  произведении — это история. А я думаю, что главное — как ты ее рассказываешь. Стихотворное либретто по литературной основе для оперы написал Александр Капусткин, поэт, заместитель Владимирского отделения Союза писателей России. Я благодарна Александру за бережное обращение с текстом, языком повествования, за сохранение смыслов и аутентичности оригинального произведения, а также за живой интерес к этой работе. Для меня эта опера о том, какие безобразные болезненные формы иногда могут обретать одиночество, привязанность, свобода… о поиске человеком настоящего чувства, счастья. О страхе перед страданиями и переменами. В то же время, она о верности родной земле.

 

Если смотреть на нее с точки зрения метафизики, то совершая непоправимое, Ждана не стремится совершить преступление, а присваивает ставшего близким ей путника себе и своему роду через «ритуальное убийство». Навсегда. Мои «музыкальные изыски», собственно, об этом. И я, несомненно, довольна результатом и премьерой, тем, как прозвучали партии главных героев в исполнении великолепных ведущих солистов Геликон-оперы меццо-сопрано Александры Ковалевич и тенора Сергея Абабкина, потрясающего хора, воплотившего умерших родственников Жданы - вокального ансамбля ARIELLE под управлением Эльмиры Дадашевой, а также струнного квинтета Lyrica Classic и партии фортепиано в прочтении замечательной Карины Погосбековой, музыкального руководителя и основателя проекта «Музыка нашего времени».

 

Чем руководствуется композитор, приступающий к новой теме: читает историю, слушает предшественников, ищет новичков или «Я сама!»?

 

- У любого профессионального академического композитора огромный слуховой опыт, свои музыкальные предпочтения, мастера, которыми хочется вдохновляться. Все это, бесспорно, влияет на формирование композиторского почерка, техники и вкуса. Поиск индивидуальности, как правило, приводит к тому, что композитор вырабатывает собственные систему и методику работы. Чем больше я пишу музыку, тем отчетливее осознаю - все, что мне нужно для творческого процесса, уже есть во мне, и для создания музыки черпать что-то извне не требуется. Периодически случается подворовывать, но не у кого-то, а у самой себя. Самоцитирование среди композиторов - очень распространенное явление.

 

Может ли музыка, в принципе, вытащить не совсем удачную оперу?

 

- Музыка в опере - это главное. Если музыка плоха, то ни удачный сюжет, ни умопомрачительная постановка не спасут такую оперу. Но если музыка потрясающая, то оркестр и оперные певцы могут исполнять ее в самых скучных костюмах на пустой сцене без декораций, света и реквизита, и этого уже будет достаточно, чтобы захватить зал.

 

У вас четыре высших образования, включая юридическое, зачем вам столько?

 

- На самом деле высших образований у меня два и профессии тоже две: я композитор и юрист. Была еще аспирантура МГУ, есть ученая степень кандидата юридических наук, и двухлетнее образование в Институте итальянской культуры. Все пригодилось, всеми знаниями пользуюсь. Итальянский язык пошла учить из-за любви к музыке и практического применения - музыкальная нотация, как известно, обозначается итальянскими словами - темпы, динамика и другие термины по части исполнения.

 

Вы председатель Совета Союза композиторов Евразии – что это такое?

 

- Союз композиторов Евразии - общественная профессиональная организация, Президентом которой является Андрей Константинович Батурин. Несколько лет назад он заметил, что я достаточно активно проявляю себя не только как музыкант, но и как продюсер и общественный деятель. Я благодарна Андрею Константиновичу за то, что он выдвинул мою кандидатуру, чтобы возглавить Совет СКЕ. В Союзе я совмещаю юридические и творческие функции, руковожу крупными проектами, реализуемыми нашей организацией, помогаю нашим композиторам с другими членами нашей прекрасной команды быть услышанными и стать более востребованными.

 

За вашими плечами более 200 концертов популярной и академической музыки – зачем это и для кого?

 

- Это, в первую очередь, концерты и фестивали, связанные с моим продюсерским проектом Sattvaproject, концерты в рамках проекта Поэтория «Дороги памяти», концерты издательства «Шостаковичи и Стравинские», концерты, организуемые благотворительным фондом «Отечественное искусство», учредителем которого я являюсь.  Цели сегодняшних академических концертов, в основном, просветительские и благотворительные.

 

Лауреатство на всероссийских и международных конкурсах – это строчка в биографию, или имеет еще и практическое значение?

 

- Когда я училась в консерватории на композиторском факультете, мой преподаватель, профессор МГК Чудова Татьяна Алексеевна настоятельно рекомендовала мне участвовать в заметных международных и всероссийских композиторских конкурсах. Она считала мои сочинения очень конкурентноспособными и, кажется, радовалась больше меня, когда я становилась лауреатом первой, второй, третьей степени. Все эти награды бережно храню. Татьяны Алексеевны уже почти три года нет с нами, и я давно не участвую по собственной инициативе в композиторских конкурсах, только по приглашению. Последний раз это было в августе 2023 года - моя песня «Мороженым пахнут дети» о собаке-спасателе победила в проекте «Пламенные сердца», куда меня пригласили для создания одной из 12 песен по историям героев МЧС. В голосовании принимали участие 1 600 000 зрителей в прямом эфире, и мне было, безусловно, приятно, одержать победу. Практическое значение лауреатства может быть в том, что у исполнителей больше мотивации сотрудничать с композитором, чьи работы признали лучшими из лучших.

 

На чем специализируется ваше издательство современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские»?

 

-  Когда я училась в консерватории, видела, как тяжело композиторам презентовать их собственную музыку. Причем талантливую музыку. Многие ребята даже переставали сочинять, настолько разочаровывались в стараниях как-то продвинуть свое творчество. С тех пор я коллекционировала академические произведения, в том числе своих бывших однокурсников и коллег, чтобы в подходящий момент их продвинуть, найти возможность для исполнения. Тогда я еще не понимала, какую именно форму примет моя деятельность, просто занималась собирательством понравившейся музыки. Мое фундаментальное и достаточно полифункциональное образование подтолкнуло к тому, что необходимо соединять творчество и предпринимательскую деятельность (не зря защитила диссертацию на кафедре предпринимательского права в МГУ им. М.В. Ломоносова). И вот два года назад я созрела, окончательно поняв, что больше всего восприятию музыкального искусства способствуют, в первую очередь, издательское дело, и, во вторую очередь, профессиональная грамотная организационная работа - музыкальный менеджмент, охватывающий концертную, звукозаписывающую, исполнительскую виды деятельности и продюсирование. Так родилось издательство «Шостаковичи и Стравинские». Сегодня наша команда издает композиторов-современников: и ныне живущих, и ушедших, и совсем молодых, начинающих, и известных и востребованных тоже. Я придумала абсолютно новый формат концертов-презентаций. Мы исполняем уже изданную в цифровом виде музыку, и слушатели концерта в режиме реального времени могут добавить понравившееся произведение в коллекцию своей музыкальной библиотеки на любом удобном музыкальном сервисе и легко им поделиться.

 

Вы работали с Иваном Васильевым, Артемием Беляковым, Игорем Петренко, Павлом Трубинером, Денисом Матросовым, Егором Бероевым, Аскаром Абдразаковым, Юрием Башметом – и все эти суровые мужчины вас слушались?

 

- Работать с профессионалами своего дела всегда очень легко и приятно. Особенно когда знаешь, что они высоко ценят твою музыку. Танцоры балета, актеры, мелодекламирующие под твои сочинения, оперные певцы, дирижеры, исполняющие твою музыку с оркестром - это люди, с которыми у композитора всегда происходит сотворчество - они привносят свой исполнительский талант в произведение, дают ему уникальное прочтение, вдыхают в него жизнь, часто определяя его дальнейшую судьбу. Каждого из этих людей я безмерно ценю и каждому благодарна.

 

О вашем амплуа как продюсера - каково оно?

 

- Я занимаюсь продюсерской деятельностью 12 лет. С тех пор как открыла в себе супер способность соединять разрозненные элементы и создавать качественный интересный продукт. Вижу артиста - вижу материал. Так в 2013 году родился мой первый продюсерский музыкальный проект SATTVA PROJECT, в котором я являюсь не только основателем и продюсером, но и автором всего репертуара. За время существования проекта в нем сменилось пять вокалисток и несколько десятков сессионных музыкантов. Сохраняются неизменными две константы: качественный материал и создатель репертуара. Также я сотрудничаю с сольными артистами, актерами, хорами, оркестрами, прокачиваю начинающих вокалистов, у меня большой опыт продюсерской работы с детьми, в основном это участники проект «Голос. Дети» и «Красная Гвоздика. Дети». 

 

Сотрудничество с композиторами дальнего  зарубежья, прежде всего, с Францией, Италией, Испанией, Грецией – сейчас это актуально?

 

- Да, актуально. В наше непростое время нам даже удалось открыть представительство Союза композиторов Евразии во Франции. Среди творческих людей много единомышленников. В Испании, Португалии, Италии и Греции живут мои друзья, тоже композиторы; поддерживаем с ними связь, планируем совместные проекты. Но за мастер-классами все едут в Московскую консерваторию. Это Мекка музыки, кто бы что ни говорил.

 

Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Прокофьев – сейчас их музыку наполняют «новаторством приемов и композиций», а зачем это нужно?

 

- Это нужно, потому что меняется мир. Центр творческого процесса композитора - это симбиоз фантазии, разума, чувств, памяти. Композитор мыслит не так, как ученый, у него мысль непосредственно вызревает в чувственной форме. Новая эпоха - новые техники, новый чувственный опыт, новые произведения. Прекрасное не возникает от соединения абстрактной мысли со специально подобранной для ее выражения чувственно-наглядной формой. Все это глубокая душевная работа, несущая в себе идею. Композитор многое видит, многое слышит и многое сохраняет в своей памяти - и потом это все выражает в творчестве, где духовное и чувственное сливаются воедино. И то как чувственное в искусстве одухотворится, каким языком будет выражаться, какими композиторскими техниками, и какую новую форму получит диктует эстетика времени, эпохи, в которой живет композитор. К слову, первоначальное значение слова «эстетикос» (греч.) - чувственное.

 

Композиторы, и вы, в частности, сегодня очень тесно взаимодействуют с писателями, театрами, поэтами, актерами. Это поиск «новых форм» или расширение кругозора для вас лично?

 

- Композиторы во все времена находятся в тесном взаимодействии с представителями других творческих профессий. Песню не написать без поэтического текста, балет не поставить без хореографа, музыку к фильму не создать без кинорежиссера и т.д. Учась в консерватории на композиторском факультете, мы непременно изучаем балет, оперу, медиамузыку, живопись, историю искусств, философию - все для того, что наполнить свои произведения смыслами, рассказать через музыку о значимых исторических событиях, создать музыкальный памятник подвигу. Поиск новых форм происходит перманентно. И я очень радуюсь, когда моя музыка находит нового исполнителя и рождается на свет. Как говорит композитор София Губайдулина «для того, чтобы родиться на свет и жить, сочинение обязательно должно быть обожжено в огне концертного исполнения и облито холодной водой отношения к нему слушателей и критики».

 

Что лично для вас Музыка, и зачем она нужна всем нам?

 

- Буду краткой. Бог общается с людьми при помощи музыки.

 

 

 

 

 

 

Владимир Сабадаш.

 

Фото – из личного архива Алины Небыковой.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники