«Мадам Баттерфляй» на сцене «Геликон-оперы»

Опубликовано 05.08.2024 в разделе Искусство | Москва


Завершающим аккордом театрального сезона 2023/2024 гг. в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана стала его широкомасштабная постановка на сцене зала «Стравинский» знаменитого шедевра Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Отрадно, что премьера состоялась при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

 

Известно, что эта опера, полная эмоционального накала и трагедийного смысла, является одной из наиболее популярных во всём мире. Еще бы! В ней красавец лейтенант Пинкертон, будучи офицером военно-морских сил США, влюбившись в 15-летнюю гейшу Чио-Чио-Сан, известную под именем Баттерфляй, решает жениться на ней. Услужливый маклер Горо показал ему домик на вершине холма под Нагасаки, где пара могла бы провести медовый месяц. А заодно представляет Пинкертону служанку по имени Судзуки и прочую прислугу.

 

На свадебной церемонии американский консул Шарплесс, приятель Пинкертона, во время их обоюдного разговора узнает, что новоиспеченный жених, хоть и сделает Чио-Чио-Сан своей женой, но в Америке, где их союз не имеет юридической силы, позволяет ему  в дальнейшем полностью освободиться от брачных уз. Правда, Шарплесс предостерегает своего друга от этого, так как Чио-Чио-Сан слишком юна, чиста и искренна, чтобы так  с ней поступить. При этом у нее нет отца, только мать, и выросла она в бедности. Тем временем, ни о чем не подозревающая Чио-Чио-Сан в кругу своих близких подруг-гейш признается в горячей любви к американцу и объявляет о личном решении отказаться даже от своей веры и перейти в христианство.

 

После того, как Пинкертон, оставив юной избраннице деньги на жизнь и пропитание, уехал после свадьбы из Японии в Америку, прошло три года, а она, верная своей любви, продолжает ждать и верить в то, что он вернется к ней. И даже отвергает принца Ямадори, предложившего ей руку и сердце в то время, как ее прокляли родные.

 

И все-таки однажды консул Шарплесс приносит Чио-Чио-сан письмо, в котором Пинкертон сообщает, что вскоре вернётся в Японию, и не один, а   с американской женой, тем самым предупреждая, что он уже не муж Чио-Чио-сан. Баттерфляй не хочет верить в это и показывает гостю их маленького сына с голубыми глазами, считая, что это самый прекрасный ребёнок в Японии.

 

Но выстрел пушки извещает о том, что в гавань входит корабль. под названием «Авраам Линкольн», на котором прибывает Пинкертон. Все просят ее верную служанку Судзуки объяснить хозяйке происходящее, чтобы смягчить удар, и вместе с этим уговорить ее отдать ребёнка. Судзуки обещает сделать всё возможное. …Когда в помещение входит Баттерфляй и видит незнакомую женщину, Судзуки объясняет ей, что это - законная жена Пинкертона. Чио-Чио-Сан, находясь в отчаянии, сама понимает, что теперь она не является женой Пинкертона. И поддается на уговоры Судзуки отдать своего ребёнка Кейт Пинкертон, которая выражает сочувствие горю обманутой молодой японки и обещает заботиться о мальчике.

 

 Когда Чио-Чио-Сан остаётся одна, она принимает для себя трудное решение: «Тот, кто не может жить с честью, должен умереть с честью». В руках у неё короткий японский меч - вакидзаси, и она готова совершить ритуальное самоубийство харакири или сэппуку. Но появление сына останавливает её. И сначала она целует его на прощание и отправляет гулять в сад. И затем вонзает себе в чрево вакидзаси. Вбегает Пинкертон, но Баттерфляй уже… мертва.

 

 Примечательно, что Дмитрий Александрович для своей постановки выбрал первую, да еще самую длинную версию оперы, которая хранится в архиве семьи Пуччини и никогда не ставилась в России. Именно она провалилась на мировой премьере в миланском "Ла Скала" 120 лет назад, 17 февраля 1904 года.

 

  Немаловажно, что дирижером оперного спектакля, вложившим в него свою душу и искрометный талант, стал обаятельный и энергичный маэстро из Италии Марко Боэми, работавший в лучших оперных театрах мира с тремя поколениями выдающихся певцов современности. Среди них: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, Паат Бурчуладзе, Роландо Виллазон и Ильдар Абдразаков, а также Эдита Груберова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина и Анна Нетребко.

 

А в прошлом году, в качестве члена жюри, он специально приезжал в Россию на съемки седьмого сезона проекта "Большая опера-2023", где беспристрастно оценивал мастерство молодых певцов из разных уголков России, которые исполняли не только оперу бельканто, но и неаполитанские песни. Пианист по образованию, он также является приглашенным дирижером Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани.

 

 За изысканную сценографию и исторически красивые костюмы в восточном японском стиле отвечали заслуженный работник культуры России Ростислав Протасов и Алла Шумейко. Художником по видеопроекции, без которой сегодня нельзя представить почти ни одну престижную сцену, как драматического, так и музыкального театра, является Александр Андронов. Хореограф - лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов, хормейстер - заслуженный артист России Евгений Ильин. Художником по свету стал известный заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов.

 

     В грандиозно сделанном такими мастерами своего дела, по словам Дмитрия Александровича, «технологичном, богатом, и при этом стильном спектакле», занято несколько составов ярких исполнителей. В одном из них участвовало созвездие лучших певцов «Геликон-Оперы». Главную партию Баттерфляй исполнила лауреат Премии Москвы, ведущая солистка театра, сопрано Лидия Светозарова, покорявшая зрителей своим выразительным пением ни в одной партии.

 

     Партию Судзуки артистично исполняла заслуженная артистка России, меццо-сопрано Ксения Вязникова, начинавшая оперную карьеру в Московском камерном музыкальном театре по приглашению самого народного артиста СССР, профессора Бориса Покровского.

 

Партию Пинкертона с мужским обаянием и красотой исполнил тенор Сергей Абабкин.   дебютировавший в театре пару лет назад в роли Ленского в спектакле «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

 

В партии американского консула Шарплесса выступил баритон Алексей Дедов. Народный артист России Вадим Заплечный предстал в образе Ямадори. Партию Кэт Пинкертон спела заслуженная артистка России Марина Карпеченко и т.д. А в самой трогательной роли мальчика показался Юра Егоров.

 

Смотрите и слушайте, но без слез и душещипательного волнения не обойдется.

 

Поверьте.

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники