«Король-Арлекин» от Романа Виктюка.
«Режиссеру всегда должно быть 19, потому что он всегда начинает. И если у него есть опыт и знания, то он безумно много теряет. Потому что в нем пропадает детское восприятие жизни, и в расчет входит сознание. А должно быть все первородно!» - так говорил о себе и своей службе в театре бесподобный и неповторимый Роман Виктюк, который и поставил почти полтора десятка лет назад спектакль ««Король-Арлекин».
«Сюжет интригует, с нетерпением ждешь развязки, но вот концовка как будто стерлась, точка поставлена не была, и ты даже немного удивлен, что свет погас окончательно, и далее актеры выходят на поклон. Спектакль смотрится с интересом, с удивлением и восхищением физической формой актеров, которые выполняют невероятные акробатические трюки. Особенно хороши Дмитрий Бозин и Игорь Неведров. Последний, кроме этого, в очередной раз поразил прямо-таки невероятной, фантастической, идущей откуда-то из глубины подачей звука! Все сцены с Арлекином великолепны: было красиво, впечатляюще, иногда смешно, иногда очень грустно», - а так прокомментировал увиденное одна из гостей спектакля, когда мы с ней шли от театра на Стромынке к метро «Сокольники».
Пьесу австрийца Лотара впервые в России поставил Александр Таиров: в 1917 году на сцене Камерного театра состоялась премьера спектакля «Король-Арлекин». Текст произведения не сохранился даже в архивах Театра имени Пушкина (ранее – Камерного). Шесть вариантов перевода пьесы Роман Григорьевич нашел в Петербургской театральной библиотеке. Виктюк для себя решил, что со времен написания «Король-Арлекин» ни на грамм не утратил актуальности, а значит, самое время вернуть его на сцену, что и произошло 28 октября 2010 года.
«Король-Арлекин» - это спектакль-посвящение, спектакль-сотворчество, вдохновителем которого для Романа Виктюка стала легендарная немецкая танцовщица и хореограф, экспериментатор в области современного танца Пина Бауш. Режиссера вдохновила одна из ее лучших постановок – балет «Кафе Мюллер». В итоге родилась греза о театральном кафе ее имени - небесном кафе, где встречаются те, кто на земле бы ни встретился никогда.
«Влюбленный в Коломбину Арлекин в припадке ревности убивает наследного принца, а затем, скрывая преступление, решает выдать себя за наследника престола. После смерти короля Арлекин занимает его место, начинает с удовольствием управлять государством, но вскоре сталкивается с тем, что на самом деле страной руководит его «дядя» Танкред…» – таков сюжет постановки.
Пронзительная драма о противостоянии государства и художника от Романа Виктюка это: невероятные трюки, эксцентрика, смешные и грустные диалоги, и главное – артистизм исполнителей, их профессионализму в квадрате. «Настоящий площадной балаган» - примерно так это можно описать словами, если очень кратко.
Роли исполняют: Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Анна Подсвирова/Анна Нахапетова, Иван Иванович/Алексей Галкин/Андрей Лукьянов, Людмила Погорелова, Ян Латышев, Павел Новиков, Екатерина Карпушина, Станислав Мотырев, Игорь Тенсин и Глеб Искаков. В спектакле звучит фрагмент репетиции оперы Джузеппе Верди «Травиата» под управлением Артуро Тосканини.
Любимец прекрасной половины человечества Дмитрий Бозин, изумительный артист и неудавшийся правитель, носится среди «коварных и неуязвимых масок», пытаясь бороться с интригами и заговорами. А зритель с трепетом и интересом следит за тем, кто же победит: Арлекин или интриганы? Талант или бездарность? Личность или площадные шуты? Любовь или Мрак?
«Обретение собственного лица возможно лишь в возвращении в детство, на арену личностной души, на игровую площадку, которая в финале примирит каждого с самим собой» - такова, на мой скромный взгляд, «красная нить» спектакля-посвящения.
Наталья Логинова.
Фото – пресс-служба театра.
Окультурить друзей: