Опера «ЕРМАК» Александра Чайковского
В рамках «Больших гастролей», посвященных 45-летию Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, проходивших с 7 по 14 июля в Московском театре «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана, устроенных уже во второй раз в Москве ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ (первые состоялись два года назад на сцене Большого театра России и были посвящены 60-летию оперного певца Дмитрия Хворостовского), прошло три репертуарных разножанровых спектакля. В том числе: опера-буфф в двух действиях «Синяя Борода» Жака Оффенбаха в постановке режиссера Сергея Новикова, премьера которой состоялась 28 января 2023 года. А также балет «Катарсис Данте», созданный на музыку разных стилей шестнадцати композиторов, как современных, так и уже классиков. Это мировая премьера в постановке художественного руководителя спектакля – хореографа и педагога Никиты Дмитриевского, работавшего несколько лет в балетной труппе Большого театра по окончании Московской государственной академии хореографии. Он - автор идеи, хореограф, сценограф и художник по свету, сам подбирал фрагменты для музыкального ряда спектакля,. который достойно завершил 45-й театральный сезон одного из лучших региональных театров России.
И третьим спектаклем «Больших гастролей», пожалуй, главным по своей исторической значимости, стала опера в двух действиях «Ермак», написанная заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным артистом России, профессором, лауреатом премии имени Дмитрия Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета за выдающиеся достижения в области мирового искусства Александром Чайковским на либретто Дмитрия Макарова.
Небезынтересно, что в ней присутствуют две истории. Одна -покорение Сибири Ермаком, а другая, что не менее важно, создание знаменитой картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Если первое событие происходило во времена Ивана Грозного в XYI веке, когда Ермак пошел завоевывать Сибирь, то второе в XIX веке, когда жил и творил художник Суриков (1848-1916), мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Именно в 1895 году он впервые представил свое монументальное полотно перед публикой, над которым работал четыре года, начиная с 1891 года.
Постановку оперы, премьера которой состоялась 27 июня 2019 года, пять лет назад, осуществил известный режиссер, народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра имени Н.И. Сац, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян. Ранее он уже блеснул постановкой оперы Александра Чайковского по одноименной повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» на Камерной сцене Большого театра, партитура которой была создана в 2009 году по заказу самого режиссера и Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, где он был художественным руководителем.
Декорацию-трансформер и яркие исторические костюмы создал народный художник России, лауреат государственных премий республик Молдова, Беларусь и Казахстан, 67-летний Вячеслав Окунев. Он 12-ти кратный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», в том числе за сценографию спектакля Юрия Александрова «Петр I» в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии, которую получил в 2023 году.
За дирижерским пультом 11 июля стоял молодой, преуспевающий, экстравагантный Эльдар Нагиев, представляющий сложную и оригинальную партитуру оперы, близкую по восприятию к музыке Д.Д. Шостаковича. В18 лет он получил приглашение в Мариинский театр и более 11 лет работал первым концертмейстером оркестра Новосибирского театра оперы и балета, а с 2022 года дирижером этого театра. И лишь с августа 2023-го стал дирижером Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Примечательно, что оба действия оперы неотрывно идут следом по тому, как художник творил картину. Впервые на столь большой сцене зала «Стравинский» театра «Геликон-оперы» вместе с главным персонажем оперы, прославленным атаманом Ермаком Тимофеевичем (Алексей Бочаров), героем народных песен, который положил начало освоению Сибири Российским государством в XYI веке, собрались и другие знаковые личности русской истории. Среди которых оказались известные представители культуры и искусства России конца XIX века, своим профессиональным взглядом оценившие широкомасштабное оригинальное полотно Василия Сурикова, в данном случае, в рамках спектакля, воспроизведенное целиком на заднике сцены «Геликон-оперы». Известно, что сложная по композиции с сотнями выписанных фигур, эта картина, посвященная Ермаку, была самой любимой для самого художника.
Она впервые была представлена в феврале 1895 года на XXIII выставке художников-передвижников в выставочном зале Академии наук в Петербурге, где за день до открытия ее посетил император Николай II с супругой. Будучи в восторге от картины, он тот же час приобрел ее за астрономическую сумму - сорок тысяч рублей. В то время, как П.М. Третьяков предварительно договорился о покупке картины тоже за не малые деньги - тридцать тысяч серебром.
Символично, что в заключительной сцене спектакля на сцене, представляющей выставочный зал Академии наук в Петербурге, среди персонажей оперы вместе с автором картины Василием Суриковым (Александр Михалев) появляется сам император Николай II (Евгений Севастьянов) и весь цвет российской культуры конца XIX века – известные писатели и художники своего времени. В том числе: меценат Павел Третьяков (Даниил Косенков), художники Илья Репин (Борис Сабиров), Михаил Нестеров (Евгений Богданов), Василий Поленов (Роман Хобта), критик Владимир Стасов (Алексей Соколов), писатели Лев Толстой (заслуженный артист России Герман Ефремов) и Владимир Гиляровский (Денис Гречишкин), которого Василий Суриков, не уставая, благодарил за помощь в поиске героя картины на роль Ермака, ставшим его прототипом, коим оказался натурщик Василий, чуть ли ни бывший каторжник.
С тех самых пор монументальное полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» с батальной сценой – решающим сражением между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году, оказалось первым в новом национальном музее России – будущем «Русском музее», который 19 марта 1898 года открыл Николай II и где оно находится по сей день. Именно за эту исторически значимую картину Совет Академии присудил художнику звание академика.
… А оперу «Ермак», на которой в первом ряду партера присутствовал сам автор, Александр Чайковский, с волнением слушавший ее от начала до конца и который, не раздумывая, по окончании представления, поднялся на сцену, чтобы поприветствовать исполнителей во время их торжественных поклонов, зрители встретили его, как и следовало ожидать, продолжительными аплодисментами и непрерывными возгласами «Браво!».
Алла Буловинова
Фото пресс-служба театра
Окультурить друзей: