Ксения Ротаева: «Пушкин. Из прошлого - в будущее» не похож ни на один проект в России!»

Опубликовано 31.08.2024 в разделе Искусство | Москва


Выдающийся композитор нашего времени Ксения Ротаева в содружестве с коллегами-музыкантами представила на суд публике уникальный проект «Пушкин. Из прошлого – в будущее!». Идея музыкального перформанса появилась у Ксении несколько лет назад. Воплощению замысла помог Фонд поддержки культуры и спорта «Новые лица» на средства гранта Движения Первых.

 

Ксения, чем уникален ваш проект?

 

- Несколько лет назад, под впечатлением уникального голоса моей коллеги, замечательной вокалистки Алёны Долбик, у меня родилась идея. С Алёной мы делали много совместных проектов - озвучка детских песен, авторских мюзиклов, джазовые программы, французскую музыка 50-60 годов… Всё это она пела изумительно, со вкусом, в стиле и неким эстрадным тембром голоса. И однажды я услышала её запись одного авторского трека (Аве Мария) в классической академической манере. Меня как током пробило! И неделю крутился в голове вопрос, который я задала Алёне: «Почему, имея такой богатый тембр классического голоса, ты его не используешь?».

 

Ответ Алены был и прост, и сложен. Не хочется петь тот репертуар классической музыки, который поют все, где каждая нота, фраза должна быть спета так, как нужно исполнять по канонам этого произведения. У романсов - довольно узкий круг слушателей - библиотеки, небольшие залы. Современные слушатели воспитаны на хорошей зарубежной и русской поп, рок музыке. И классические романсы, оперы для большинства скучны, непонятны, что-то вроде красивого платья для бала, которое висит в шкафу, его не оденешь никуда. Оно громоздкое, старомодное, но представляет некий культурный код страны, который просто так не выкинешь.

 

И передо мной, как композитором и аранжировщиком встала задача - сделать репертуар под классический тембр голоса Алёны Долбик, который будет в себе считать классическую основу произведения с современными ритмами, гармониями, которые 100 лет назад были привнесены в музыку джазом. А как мы знаем, из джаза возникли все современные стили - рок, поп, ритм&блюз. 

 

Переаранжировать их - бережно относясь к исходному материалу. Такой вид аранжировки называется Кроссовер. Современным слушателем почему-то интереснее слушать известные старые произведения в новой обёртке, чем новые композиции.  Далеко не все произведения подходят для переаранжировки. Я не могу искажать замысел композитора. Я могу рассказать его современным языком, понятным и доступным ныне живущим людям, воспитанным на другой музыке, которой не было в 19 веке.  Я решила взять русские романсы и фрагменты опер 19-начала 20 века Композиторы Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков писали музыку на стихи и сюжеты А. Пушкина.

 

Я решила к юбилею А. Пушкина сделать целую программу по его произведениям. Аккомпанемент произведений - не фортепиано, а симфо-джаз оркестр - ритм секция, со струнными, духовыми, с элементами импровизации, современными ритмами там, где это подходит по изначальному стилю произведения.  Я уверена, что если бы Глинка, Моцарт жили сейчас, то они бы писали музыку также гениально, но неким другим языком, который сформирован в современной культуре.

 

Используете ли вы дополнительные визуальные средства в своем проекте?

 

- Конечно! Огромной популярностью пользуются классические концерты с песочным шоу. Это позволяет держать внимание зрителей, в том числе и детей на концерте. Любую музыку нужно учится слушать. Нужно её объяснять.  Для этого я придумала форму Перформанса. Андрей Лобачевский между произведениями будет рассказывать предысторию создания произведения, знакомить с интересными фактами из жизни и творчества Пушкина, тем самым объединяя композиции в одно тематическое представление. Песочное шоу будет иллюстрировать сюжет, создавать некое настроение.  Зритель будет погружён и аудиально и визуально в мир Пушкина, созданный современным языком.

 

Повлияло ли творчество Пушкина на ваше становление как музыканта?

 

- На стихи и либретто Пушкина написаны большая часть классической музыки композиторов 19 века (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Золотой петушок» и другие). Они входят в обязательную программу по изучению русской музыки. Поэтому я, как и большинство, выросла на стихах Пушкина, а потом и на музыке, написанной по его сюжету.

 

Современные композиторы, такие, как Свиридов, писали целые циклы по самым известным его стихам. У меня есть собственное сочинение для голоса и оркестра «Мороз и Солнце». Была даже идея в разработке - мюзикл Царь Салтан. Идеи, язык Пушкина остаются актуальными и современными по сей день.

 

Расскажите о команде проекта «Пушкин. Из прошлого – в будущее!»

 

- Этот проект я реализую с эстрадно-симфоническим оркестром Одинцовского района под управлением А. Балина.  Аранжировки классической музыки сложнее гармонически, чем джазовая и эстрадная музыка,которую играет оркестр. Поэтому на репетициях музыкантам приходится быть более сосредоточенными, больше времени уходит на разбор произведения. Музыканты привносят интересные идеи во время своих соло, поэтому в результате общее звучание должно быть уникальным, не похожим ни на один существующий проект в России.

 

Светлана Мельникова.

 

Фото – личный  архив Ксении Ротаевой.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники