ОНЕГИН. ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ
Под таким названием появилась выставка в филиале Российского национального Музея музыки – Музее П.И. Чайковского в Москве, который был открыт более 10 лет назад, 18 мая 2007 года. в квартире, занимавшей половину второго этажа флигеля большой городской усадьбы генерал-майора А.Б. Казакова. Здесь композитор жил чуть более года, с 1 сентября 1872 года по ноябрь 1873-го. Из восьми квартир, арендуемых им в Москве, сохранился только дом на Кудринской площади, дом 46/54.
Широкомасштабная выставка, созданная под руководством генерального директора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Михаила Брызгалова, посвящена 225-летию со дня рождения П.И. Чайковского (1799-1837) и 145-летию со дня первой постановки оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», написанной на либретто друга композитора, актера, литератора и музыканта Константина Шиловского (совместно с П.И. Чайковским) с подзаголовком «лирические сцены». Ее премьера состоялась 17 марта 1879 года на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории, где дирижером выступил Николай Рубинштейн.
Если первые четыре оперы композитора («Воевода», «Ундина», «Опричник» и «Кузнец Вакуля»), по бытующему мнению, прошли без «душевной отдачи», то эта опера сразу приобрела успех, да так, что на протяжении двух столетий ее ставят непрерывно, поскольку она привлекает внимание постановщиков возможностью создания различных версий. Известно также, что за время сценической жизни оперы у самого Чайковского было несколько вариантов ее финала.
В наше время ее ставили Сергей Арцибашев в театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова (2007), Евгений Арье в Большом театре (2019), Алексей Степанюк в Мариинском театре (2014), Дмитрий Волкострелов в Екатеринбургском театре оперы и балета, Владиславс Наставшевс в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского (2022), Дмитрий Бертман в музыкальном театре «Геликон-опера» (2015) и другие.
На создание совершенно нового для русской литературы произведения – романа в стихах у Пушкина ушло более семи лет, начиная с мая 1823 года по сентябрь 1830-го. Но Петр Ильич, взял из него лишь те сцены, что были связаны с душевным миром и судьбами главных героев. И писал он эту оперу быстро, с мая 1877 года по февраль 1878-го в Сан-Ремо (Италия), а также в Каменке и Глебове.
Экспозиция выставки, представленная на 3 этаже Музея, с важнейшими ее экспонатами и разными материалами, в том числе раритетными рукописями, рассказывает об истории создания музыкального шедевра, созданного по мотивам произведения А.С. Пушкина, заставляя на самом деле задуматься о возможном новом финале романа и оперы. Об этом мудро и со знанием дела говорил на представлении выставки сам Михаил Аркадьевич. При этом подарком на презентации выставки для представителей СМИ и ее гостей стало выступление 28-летней певицы, сопрано Валентины Правдиной, солистки Московского музыкального театра «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана. Недавно она стала лауреатом IX Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, июнь 2024) и XV Юбилейного Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, июль 2024), посвященного 85-летию со дня рождения народной артистки СССР Елены Образцовой и 25-летию создания Конкурса. Певица, в светло бирюзового цвета платье, сидя за небольшим столиком, где ее ждали перо и бумага, вдохновенно исполнила сцену письма Татьяны Лариной, в котором она обращалась к Евгению Онегину.
На выставке представлено четыре тематических раздела. В вводном «Прими собранье пёстрых глав…» можно увидеть экспонаты и материалы, связанные с историей создания романа и оперы. Ограничив свой замысел отдельными лирическим сценами, композитор свел драму к истории трех молодых людей – Евгения Онегина, Татьяны Лариной и Владимира Ленского. Поэтому в других разделах выставки представлены материалы, посвященные созданию образов главных героев в разных постановках.
Второй раздел выставки называется «Итак, она звалась Татьяной». Считается, что Татьяна Ларина – любимейшая героиня Пушкина и Чайковского. Здесь все о ней, и о певицах, исполняющих роли Татьяны, как в оперных театрах Москвы, так и в Санкт-Петербурге, и о костюмах главной героини. Одним из центральных экспонатов раздела является уникальный сценический костюм – бальное платье, созданное в 1907 году для М.Н. Кузнецовой-Бенуа – первой красавицы Императорского Мариинского театра исполнительницы роли Татьяны. И даже эскиз декорации Валерия Левенталя «Лето» к опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин", поставленной в Большом театре в 1991 году, режиссером Борисом Покровским, который восстановил спектакль 1944 года, где в партии Ленского выступали не забываемые Сергей Лемешев и Иван Козловский, а дирижировал спектаклем легендарный Мелик-Пашаев.
В следующем разделе «Красавец, в полном цвете лет» представлена экспозиция, посвященная Владимиру Ленскому, одному из загадочных и любимых персонажей романа А.С. Пушкина. Он - молодой, богатый дворянин, выпускник Гёттингенского университета, сосед и друг Евгения Онегина. И не случайно одной из самых трагичных и эмоциональных сцен оперы, ошеломляющей слух, стала ария Ленского перед дуэлью с Онегиным, которую нельзя слушать без слез. Здесь и фотография Сергея Лемешева в образе, голос которого в записи при исполнении арии покоряет слушателей до сих пор. Здесь и фотография Леонида Собинова в роли Ленского, арию которого певец исполнял в Большом театре аж в 1912 году. В экспозиции также представлены подлинные дуэльные пистолеты пушкинской эпохи, напоминая о ключевой сцене оперы П.И. Чайковского – дуэли Онегина и Ленского.
И в четвертом разделе под заголовком «Боже мой! Как я ошибся, как наказан!», конечно, речь идет о молодом дворянине, представителе золотой молодежи, которому симпатизирует сам автор романа в своих строках: «Онегин, добрый мой приятель…». Раздел посвящен также сценическим версиям современных постановок оперы с разными вариантами решений финальной сцены. У самого Чайковского их два. Первый – судьбу Татьяны и Онегина решал князь Гремин. И еще окончательный - пушкинский открытый финал «романа без конца».
В экспозиции представлен еще собирательный образ праздничного действа «Бал», который в эпоху Онегина начинался с торжественного полонеза, хотя в романе Пушкина он не упоминается ни разу. Здесь есть и ноты Полонеза Ференца Листа из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». и эскиз костюма Татьяны на петербургском балу (Театр музыкальной драмы в Санкт-Петербурге, 1912).
Интересную, насыщенную экскурсию по выставке «Онегин. Открытый финал» провела экскурсовод Музея П.И. Чайковского Галина Чарупа. Интересные добавления по версиям оперы, а главное открытом ее финале сделала заместитель директора Музея музыки, музыковед Евгения Новоселова.
Примечательно, что на выставке с помощью новейших технологий можно написать письмо Евгению от имени Татьяны, что я, не раздумывая, и сделала. Ответ интересный!
Приходите!!!
Выставка открыта с 21 сентября 2024 года по 12 января 2025 года.
Алла Буловинова
Фото автора, пресс-службы Музея музыки, а также Валерии Калугиной, студентки 4 курса факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Окультурить друзей: