Антон Яковлев: «Гамлет здесь как метафора о сегодняшнем человеке»

Опубликовано 20.10.2024 в разделе В театр! | Москва


В антракте дневного пресс-показа спектакля «Гамлет» - первой  и грандиозной премьеры в новом сезоне театра «Ленком Марка Захарова», поставленного по мотивам всемирно известной пьесы Уильяма Шекспира, написанной в 1600 году, руководство театра в лице директора театрального проекта, заслуженного деятеля искусств России Марка Варшавера и руководителя литературно-драматургической части, помощника директора по творческим вопросам, заслуженного деятеля искусств России Ирины Горюновой организовало для представителей СМИ брифинг с исполнителями главных ролей – лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры 2016 года, лауреатом премии Правительства России Антоном Шагиным (Гамлет), народной артисткой России Анной Якуниной (Гертруда), заслуженной артисткой России, Почетным деятелем искусств города Москвы Аллой Югановой (Офелия), заслуженным артистом России Максимом Авериным (Клавдий), народным артистом России Иваном Агаповым (Полоний) во главе с режиссером-постановщиком и автором интерпретации – самостоятельно созданной литературной версии шекспировской трагедии Антоном Яковлевым. В ней ярко выписаны и подчеркнуты индивидуальности главных героев – Гамлета, Офелии, Гертруды и Клавдия – о чем и поведали журналистам актеры.

 

И ничего удивительного: оказалось, что теперь спектакль под таким названием стоит особняком от множества постановок «Гамлета» в разных театрах, известных не понаслышке искушенному зрителю.

 

За эту пьесу в «Ленкоме» брались дважды, причем именитые кинорежиссеры. Одна премьера с музыкой Эдуарда Артемьева появилась в постановке Андрея Тарковского в феврале 1977 года и продержалась в репертуаре чуть больше года. А другая, с музыкой Алексея Рыбникова и звездами театра – Олегом Янковским (Гамлет), Александрой Захаровой (Офелия), Александром Збруевым (Клавдий), Михаилом Козаковым (Полоний), Александром Абдуловым (Лаэрт) и Инной Чуриковой (Гертруда) была поставлена в 1986 году Глебом Панфиловым, но ее не принял зритель.

 

Особенность нового спектакля заключается в актуальности ответов на острые вопросы, которые перед человеком ставит не простое нынешнее время, и прежде всего, что такое война внутри человека? Возможно ли сочетать в себе поиск Бога и стремление беспощадно убивать и разрушать? И можно ли вообще человечеству сохранить себя в условиях тотальной войны, ненависти и предательства, или оно уже вынесло себе приговор?

 

Спектакль, благодаря завораживающей и высоко профессиональной яркой игре, всех до одного актеров в разных ролях, держит в напряжении зрителя от начала до конца, оставляя в нем глубокое впечатление о происходящем на сцене. «Быть или не быть» - уже звучит не так, как, например, в спектакле «Гамлет», поставленном на Таганке в переводе Бориса Пастернака в 1971 году гениальным режиссером Юрием Любимовым с участием любимца публики Владимира Высоцкого. В этом спектакле на протяжении почти четырех часов на глазах у всех разворачивается не прекращающаяся ни на миг жестокая кровавая игра, во главе которой стоит, на первый взгляд неуязвимый в своей правоте и оправданной им самим мести сам Гамлет. Ведь его отец – король Гамлет был отравлен его дядей, Клавдием, который тут же, получив власть, занял место его отца, к чему и стремился, да, еще рядом с его матерью.

 

В результате он убивает одного за другим персонажей, посылая на неминуемую смерть своих бывших друзей – Розенкранца (Алексей Скуратов) и Гильденстерна (Александр Горелов); по ошибке, не глядя, в безумии закалывает Полония за ковром в комнате у Гертруды. Его трагедия в том, что, выйдя из того мира, в котором он есть, он продолжает действовать теми же методами и не может избавиться от того, что ему надо мстить и убивать. Это, как зов крови.

 

Весь спектакль – это как бы новое прочтение «Гамлета», соответствующее времени и понятном «до кончиков пальцев» зрителю. Это, когда нужно раскрыть все, что скрывается за словами, те чувства, которые руководят героем, вызванные скоропалительным убийством его отца. Отношения матери, Гертруды, и сына в этом спектакле передают всю гамму близости этих людей по духу и крови. Весь актерский состав работает на одном дыхании. Антон Шагин бескомпромиссен, и Анна Якунина с королевской прической изящно уложенных густых светлых волос на голове и красивым по тембру голосом, превзошли себя по внутреннему накалу страстей и выплеску не сдерживаемых эмоций по отношению друг к другу и сложившейся ситуации. При этом естественная красота королевы и беспредельная, не остывающая ярость ее сына растворяются во всю в пространстве всей сцены.

 

А Антон Яковлев, влюбленный с давних пор в театр «Ленком», хотя являющийся с июля 2022 года художественным руководителем Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя, проявил себя как маститый режиссер, не уступая на этот раз мастерству Марка Захарова, Георгия Товстоногова, Римаса Туминаса и других режиссеров, чьи постановки с впечатляющей игрой прекрасных актеров входят в «Золотой фонд» российского театрального искусства.

Убедитесь сами.

 

Ближайшие спектакли состоятся 29 октября, а также 5, 6 и 29 ноября.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото И.Золкин, А.Буловинова


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники