Константин Маньковский: «Продюсер – высококвалифицированный предприниматель»
Основатель кинокомпании Black Box Production, обладатель премии ТЭФИ, ТЭФИ-Kids, сценарист, продюсер сериалов и фильмов («Тётя Марта», «Политех», «Кибер Иван», «Родком», «Кухня. Война за отель», «90-е. Весело и громко», «Психологини», «Недетское кино», «Вечный отпуск», «Граница миров», а др) Константин Маньковский рассказал «Культуре двух столиц» о работе продюсера и перспективных идеях в сценарии проекта.
О профессии «ПРОДЮССЕР»
Такой профессии как «продюсер» нет и учиться на него бессмысленно. Учиться можно на сценариста, оператора, режиссёра, на кого угодно. Продюсер – это, скажем так, внутренняя интуиция. Это высококвалифицированный предприниматель, который понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть огромное количество продюсеров в Москве, в России и во всем мире, которые никогда не станут генеральными продюсерами или продюсерами, принимающими решения о запуске того или иного кинопроекта. Просто потому, что они не разбираются в сценарии и не понимают, что такое перспективная история, которая зацепит внутренний мир зрителя, и что такое плохая и неинтересная для него. Я не уверен, что я уже достиг такого уровня просветления, но, по крайней мере, за годы работы нашел несколько пунктов, на которые я советую обращать внимание. Я не принимаю идеи у авторов, у сценарных групп, у шоу-раннеров. Я принимаю решение о покупке этих идей с дальнейшей их презентацией на канале или онлайн-платформе, где я уже выступаю в роли человека, который их продаёт. Точно так же я поступаю и со своими личными идеями. У меня в индустрии уже достаточно известная репутация, и мне доверяют, но что делать тем, кто приходит в первый раз?
На что обратить внимание – когда приносишь свою идею «ПРОДЮССЕРУ»
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Это - избитая, но очень честная фраза. То, как вы зайдете к продюсеру и презентуете себя и свою идею - и определит судьбу вашего проекта. К сожалению, сказать «ой, у меня не получилось, не запустилось» - не сработает. Когда я прихожу со своей идеей, у меня всегда есть файл презентации на флешке, на ноутбуке, на яндекс-диске и, например, на YouTube. У меня есть все варианты. Вы должны быть готовы к любой ситуации. Это такие, казалось бы, мелочи, но они очень важны.
Что такое хорошая ИДЕЯ?
Многие считают, что продается идея. Идея не продается. Более того, у нас в Российском законодательстве, как и в Американском, идея не охраняется. Идея — это ничто. Поэтому фраза «У меня украли идею, я хотел снять кино про что-то, а это кино уже сняли». Ну, не украли. У вас всего лишь идея, все идеи - на поверхности. Их берут из жизни, из современных реалий и актуальной повестки. Самая главная и важная работа – разработать идею и превратить её в интересную историю. Что делать, когда вы придумали идею?
Что такое хороший СЦЕНАРИЙ
Сценарий делает сценарием наличие целей и препятствий главного героя. Это намерения, а также действительность, которая мешает намерению совершиться. Поэтому, если целей и препятствий в вашем повествовании нет, это не сценарий, это - документалка. То есть простое описывание последовательности событий. И это не является сценарием. В игровом проекте вы должны чётко понимать, какая цель у персонажа и какие ему предстоит преодолеть препятствия для достижения своей глобальной цели, который ему придумал автор. Must have такие фразы «но тут внезапно», «вдруг» или «неожиданно для всех». Тогда автоматически в вашей истории появляется драматургия, а это – конфликт. Когда в вашей заявке появляется конфликт, это самое важное, любой сценарий, он повествует о конфликтах. Сценарист не пишет о темах, он не пишет об истории, он не пишет о персонажах, он пишет о конфликтах. Все остальные слагаемые сценария произрастают из конфликта. И персонаж, и его цели, и его проблемы, и так далее.
С чего начать свою ИСТОРИЮ?
Я задумался, на какого героя мне будет интересно смотреть. Я всегда пытаюсь понять для себя, насколько мне история очевидна. Часто люди рассказывают свою историю, путаются, говорят, что на самом деле они имели ввиду совсем другое. История начинает разваливаться, потому что у автора самого нет ответа на эти вопросы. Все должно быть ясно, без переспрашиваний. Если вас переспрашивают, где-то уже кроется проблема.
Форматы ИСТОРИЙ
"Есть ситуационные комедии, где сначала придумывается движок. Например, как в нашем сериале «Кибер Иван», когда актёр начинает исполняет роль робота. Это движок. То есть в таком формате сценария придумывается конфликт. Как они будут существовать в ней? Этот формат – сложный, потому что все герои находятся в одном пространстве и других локаций практически нет. Поэтому персонажи должны быть очень интересными, чтобы история зацепила. Мой коллега Жора Крыжовников считает, что персонаж должен быть несправедливо обижен. Для того, чтобы мы ему сочувствовали. Тогда история захватит зрителя. Как бы банально это ни звучало, но это всегда работает. Мы верим, что мир должен быть справедливым. Мы верим в то, что все злодеи получат по заслугам. Соответственно, мы всегда на стороне такого персонажа. Беспроигрышный вариант."
Окультурить друзей: