Театр должен развиваться согласно законам своего времени
Но перед тем, как представить актуальные рассуждения о сегодняшнем театре 31-летнего культурного обозревателя сайта «Культура двух столиц» (www.russcult.ru) Ильи Золкина, хочется напомнить несколько высказываний на открытии его фотовыставки «Актеры и образы», на которую собрались за день до объявления карантина представители средств массовой информации, актеры и режиссеры в доме-музее А.Н. Островского, филиале Театрального музея имени Алексея Бахрушина, что на Малой Ордынке, 9.
Примечательны высказывания, которые принадлежат ведущим артистам театра имени Вл. Маяковского, заслуженным артистам России Сергею Рубеко: "Мы получили талисман театра. Если спектакль чего-то стоит, там обязательно будет Илья", а также Александру Андриенко: "Необыкновенная любовь Ильи к театрам, к артистам не может оставить равнодушным и не может быть без взаимности". Или признание актера театра и кино Андрея Финягина: "Здорово, что существует такой молодой и опытный художественный взгляд на современный театр, и мне невероятно лестно, что я среди такого иконостаса присутствую". и знаковое мнение комедийного актера Евгения Воскресенского: "Это история. Это летописец эпохи!".
А это уже то, что говорит о сегодняшнем театре сам Илья Золкин.
Есть в столице ряд убыточных театров, в большинстве своем небольших. Хотя есть и исключения, известные любому мало-мальски адекватному театральному специалисту. Они будто смирились с собственной участью и влекут из года в год свое весьма жалкое существование. При этом они сосредоточены чаще всего на духовности репертуара, на вечных ценностях, согревающих сердце и душу того немногочисленного зрителя, который туда заходит. Да и впрямь, почему не подумать о духовности, когда вам глубоко за… («Крепчает нравственность, когда дряхлеет плоть», Мольер, «Тартюф», монолог Дорины).
Как бы ни был популярен театр среди старшего поколения, существует риск уйти в небытие вместе с этим самым поколением. «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мёртвым…» (Вл.И. Немирович-Данченко). Театр должен развиваться согласно законам своего времени, развитие должно происходить не только внутри репертуара, но и у каждого члена театрального коллектива, вплоть до самых низких и маленьких должностей.
Каждой своей клеточкой театр должен стремиться идти в ногу со временем, стараться быть конкурентноспособным в театральном мире. Не секрет, что все репертуарные театры столицы конкурируют. Ведь ежевечерне зритель имеет возможность выбрать, куда ему пойти. Поэтому важно, что ему предлагает театр: что-то уникальное, неповторимое, где есть атмосфера праздника и радости в его стенах, и зритель получает в нем то счастье, в котором порой ему так порой отказывает жизнь. А это значит, что театру ежедневно нужно задумывался о том, как выглядит не только его репертуар, но и как обслуживается зритель в нем. И в случае, когда зритель уходит недовольный обслуживанием (не берем в расчет, что ему не понравился спектакль), нельзя закрывать на это глаза, а надо стараться принимать меры, согласно здравому смыслу.
Нельзя не сказать об обслуживании зрителя, о необходимости каждого пришедшего на спектакль согреть любовью, вниманием, чуткостью. И это не зависит от того, купил ли зритель дорогой билет на лучшие места, или же пришел по контрамарке. Он – гость театра, и относиться к нему надо, как радушные хозяева, с любовью, чтобы он ещё не раз зашел сюда.
И это пожелание всему обслуживающему персоналу театра. Ведь порой актеры стараются, радуют глаз, а когда зрители выходят из зала, то получают порцию негатива от администраторов или от билетеров, проявляющих какое-то недопустимое превосходство над ними. Повторюсь - недопустимое!
Вот, почему и встал вопрос у столичных театров о замене обслуживающего персонала старшего поколения на студентов столичных вузов, о ротации гардеробщиков и билетеров на доброжелательную молодежь с крепкой нервной системой.
Мы живем в России XXI века и, если и должны что-то хорошее перенять с так называемого Запада, так это доброжелательность к людям, даже, если она порой мнима и натужна, но все-таки на поверку заметна - доброжелательность!!!
Это касается внимания к человеку в любой сфере обслуживания: выказать внимание, улыбнуться, постараться помочь, а не быть сухим, неподкупным и недоступным. Театр - дом не только для тех, кто в нем служит, но и для тех, кто приходит сюда. Бывает, что какой-то театр является новым местом на театральной карте столицы, а, значит, работа по привлечению зрителя отнюдь не завершена, она только начинается. А, стало быть, требует чуткости, требовательного и внимательного подхода к персоналу, необходимо следить и делать выводы.
Ну, и конечно, важен репертуар театра. Не секрет, что частенько говорят о том, что критик не посещает какой-то театр, не пришел на его премьеру и не написал о ней. Но в то же время в другой театр он не просто пришел, а прибежал, заставив завлита выделить ему место, и с интересом посмотрел спектакль. Неужто, думаете, что нежелание прийти в конкретный театр профессионала - это его и только его вина, а сам театр, стало быть, работает честно и хорошо, выпускает спектакли невероятного качества – ну, просто он – «непризнанный гений». А ещё говорят, что настоящий критик, способный по-настоящему оценить театр, уже умер, а сегодняшнему ничего не надо. Вот 90-летняя критикесса, вспоминают, «раньше бывавшая у нас на спектаклях, вот она, да, она способна была бы оценить нас по достоинству, но, увы, уже не выходит из дома».
Дорогие руководители, думайте о будущем; перед Вами коллектив, которому жить вместе или порознь. Вместе, если вовремя принимать меры и жить согласно дню сегодняшнему; порознь, если меры не принимать, то со временем придется искать святое, духовное искусство там, где оно ещё по каким-то причинам осталось. Впрочем, об отсутствии духовности никто говорить не спешит. Просто не будьте слишком упрямы, подумайте о преемственности, о свежей крови в режиссуре, дайте возможность молодежи предложить свои идеи и мысли, вдруг они будут адекватны и всех ждет успех, и мы увидим перспективы. Вот, почему нельзя отвергать идею настоящей режиссерской лаборатории, позволяющей театру неутомимо двигаться вперед, рождая и генерируя новые идеи и смыслы, адекватные сегодняшнему дню.
Ну, и тут у нас найдется отмазка: где же взять эти идеи и деньги на их реализацию? При отсутствии художественной политики возникает вопрос, что ставить, когда денег нет. Да, и надо ли думать: все равно ставить не на что. Хотя не секрет, что талантливые спектакли получаются и «за две копейки»; дело ведь не только в декорациях и костюмах. Когда деньги вдруг появляются, то возникает вопрос, и ты находишься в панике, будучи совершенно неподготовленным, мечешься и решаешь вдруг с бухты-барахты поставить что-то, первое приходящее на ум. В портфеле режиссера всегда масса пьес, которые он по необходимости достает. Хотя на сегодняшний день важна даже не столько пьеса, сколько проект. То есть, на конкретную пьесу натягивается ряд факторов, идей, кто ее будет исполнять, ее актуальность сегодня и необходимость делать этот проект сейчас. Будьте современны, не чурайтесь мудрых советов, и театральная история, возможно, повернет голову в Вашу сторону. О Вас заговорят, Вам улыбнется удача, зритель придет, заговорят критики. И не жизнь у Вас будет, а сказка, если Вы, правда, на том успехе, который к Вам придет, опять-таки не остановитесь!!!
Рассуждения культурного обозревателя Ильи Золкина о театре с удовольствием передала Алла Буловинова
Окультурить друзей: