«АННА НА ШЕЕ» А.П. ЧЕХОВА ДОБРАЛАСЬ ДО ТЕАТРА У НИКИТСКИХ ВОРОТ
На Новой сцене Московского государственного театра «У Никитских ворот» состоялась ноябрьская премьера нового музыкального спектакля «Анна на шее», поставленного художественным руководителем театра, народным артистом России Марком Розовским по знаменитому одноименному рассказу любимого всеми Антона Павловича Чехова, написанному в 1895 году.
Оказалось, что это - третья часть проекта "Чехов. Женщины. Триптих", в который входит постановка «Душечка», написанная в 1898 году и посвященная феномену женской души, неизменная потребность которой состоит в желании любить. И знаменитая «Попрыгунья», представляющая собой подлинную историю предательства, потерь и раскаяния, которую Антон Павлович написал в ноябре 1891 года. Конечно, она не может не ассоциироваться с незабываемым одноименным фильмом режиссера Самсона Самсонова, вышедшем на «Мосфильме» в 1955 году с участием блестящих актеров: Людмилой Целиковской в роли Ольги Ивановны и Сергеем Бондарчуком в образе Дымова. Премьеры этих двух постановок в театре одна за другой прошли 10 и 25 октября 2024 года.
Примечательно, что Марк Розовский в новом проекте работал в тесном тандеме с композитором, заслуженным артистом РФ Максимом Дунаевским, написавшем музыку к спектаклю «Душечка», и с поэтом, своим старым другом, Юрием Ряшенцевым. Этот творческий союз более 45 лет назад принял участие в создании музыкального приключенческого телефильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятому в 1978 году на Одесской киностудии режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. В спектакле «Попрыгунья» звучат также русские романсы в исполнении живого оркестра.
Рассказ «Анна на шее», посвященный 18-летней бедной, привлекательной наружности девушке, которая, спасая от позора и голода свою семью, состоящей из двух малолетних братьев и пьющего после смерти жены отца, выходит замуж по расчету за богатого 50-летнего чиновника, считавшегося на хорошем счету у его сиятельства. Но «неравный брак» оказывается испытанием для девушки, поскольку ее супруг был холоден и скуп, и она поначалу испытывала неуемную тоску по близким, которых навещала. И об этом тоже повествует одноименный художественный фильм, снятый в 1954 году режиссером Исидором Анненским с участием блестящих актеров - Аллой Ларионовой, Михаилом Жаровым и Александром Вертинским.
Но все в ее личной жизни меняет новогодний бал, где ее появление в светском обществе производит настоящий фурор. Отныне эту истинную красавицу зовут на все громкие мероприятия, и в круговороте светской жизни она напрочь забывает и о своем нелюбимом муже, и о своей любимой семье.
Примечательно, что все разворачивающееся действо в постановке Марка Розовского, поставленной в оригинальном жанре мюзикла и довольно ироничном ключе и не без чувства юмора, которое присуще режиссеру, комментирует введенный персонаж Иван Иваныч в исполнении Станислава Федорчука, за плечами которого Театральный институт имени Бориса Щукина (курс профессора Марии Пантелеевой).
В образе обворожительной и завидной красавицы Анны, в волшебно сшитых нарядах, легко и свободно выступает Алиса Тарасенко, только три года назад, в 2021 году, окончившая Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс Владимира Драгунова).
Модеста Алексеевича, который благодаря Анне из рук его сиятельства (народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Валерий Шейман) получает долгожданный орден «Анна на шее», играет заслуженный артист России Александр Масалов, окончивший в свое время международное отделение факультета журналистики МГУ. В театре «У Никитских ворот» ему оказался подвластным не только образ Каренина в спектакле «Анна Каренина. Lecture» по Владимиру Набокову, но он органично вписался в образ заискивающего, не любимого мужа, мастерски подчеркивая характерные отрицательные черты своего героя.
Примечателен в спектакле ярко представленный образ хваткого и ухабистого молодого гусара Артынова, без остановки ухлестывающего за Анной и развлекающегося с ней, в исполнении Рашида Казиева, окончившего в нынешнем году ГИТИС (курс Валерия Гаркалина).
Очень натурально и реалистично в образе Петра, беспробудно пьющего отца Анны и ее двух братьев - гимназистов (их в спектакле сыграли юные артисты Детского музыкального театра юного актера, основателем и художественным руководителем которого является заслуженный артист России Александр Федоров, - Артемий Золотарев и Михаил Шульц), выступил недавний выпускник ВГИКа Богдан Ханин (мастерская народного артиста РФ Игоря Ясуловича)..
…Небезынтересно, что в Театре «У Никитских ворот» уже совсем скоро три дня подряд - 27, 28 и 29 ноября - будут идти все части триптиха по Чехову: «Душечка», «Попрыгунья» и «Анна на шее».
Не пропустите!
Постскриптум. Марк Розовский о спектакле:
= Теперь – «Анна на шее». Третья часть проекта «Чехов. Женщины. Триптих». Жанр тот же – «русский мюзикл», специфика которого, мне кажется, в том, что в его основе высокая литература, психологизм и поэтика трогательности и сострадательности. При этом, подчеркиваю: развлекательную функцию никто не отменял! Стихи Юрия Ряшенцева, музыка – моя, балетмейстер всех трех составляющих проекта («Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее») – Светлана Лапина, сценография Ивана Арнгольда, режиссер-ассистент Яна Прыжанкова, которым я низко кланяюсь с благодарностью за участие в этой уникальной, чрезвычайно сложной работе.
А.П. Чехову тоже поклон особый, поскольку его вклад в наш театральный триптих, как вы понимаете, бесценен.
Что касается «Анны на шее», это - рассказ-бриллиант, повествующий о необыкновенной девушке-красавице, которая в неравном браке предала свою бедную полунищую семью, прельстившись роскошью и загулами в своей новой пустой жизни. Очень-очень, между прочим, современный распространенный сюжет, знаете ли!
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: