Андрей Крупник: «Театр появляется только тогда,когда в него приходит зритель»
С 30-летним актером и режиссером Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна Андреем Крупником мы встретились во время пресс-подхода к нему по окончании спектакля «Свадьба Кречинского» Александра Сухова-Кобылина. Андрей Андреевич родом из города Одесса - побратима города Петербурга. В 2013 году окончил Театральный институт имени Бориса Щукина (курс заслуженного артиста России, профессора Павла Любимцева-Либермана) при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Не покидая родных пенатов, здесь сейчас учится на втором курсе заочного режиссерского факультета (курс Юрия Еремина).
= Я очень люблю Санкт-Петербург и Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета. Сейчас мне нравятся там постановки режиссера Юрия Бутусова. Но помню также хорошего «Ревизора» в постановке заслуженного артиста России Сергея Федотова, являющегося художественным руководителем театра «У Моста» в Перми. Помню «Испанскую балладу» в сценической версии Гарольда Стрелкова и Маргариты Белой, что было давненько.
- Что подвигло Вас ставить спектакль в театре п/р Джигарханяна?
= Я здесь служу, как актер и хорошо знаю труппу и всех артистов. Поэтому решил, как, если ни здесь, сделать свой дебют.
- В каких спектаклях играете?
= Я играю в таких спектаклях, как «Чума на оба ваших дома» Григория Горина и «Трамвай «Желание»» Теннесси Уильямса у режиссера Сергея Виноградова. А также в таких детских спектаклях, как: «Необычайные приключения Красной Шапочки» (Медведь), «Сказки учёного кота» (Балда), «Двенадцать месяцев» (Октябрь, Прокурор) и «Иван да Марья» (Иван).
- Какие задачи ставили перед собой, когда работали над спектаклем «Свадьба Кречинского»?
= Задачи ставил такие, как меня учили. Хотя понимаю, что все, что хотел бы поставить режиссер, это будет некий процент от задуманного. А чтобы в абсолютном отношении это было бы больше, нужно ставить как можно выше планку, тогда процент большего абсолюта даст больший результат.
Мне сложно судить о своей работе. Для меня важно знать, как зритель отнесется к тому, что я сделал. Когда создаешь спектакль, то думаешь, что надо что-то навертеть-навертеть. В режиссуре это опасная штука, потому что можно навертеть так, что никому ничего не будет понятно.
Станислав Эвентов-Кречинский, "Свадьба Кречинского", реж.А.Крупник
- Что на Ваш взгляд профессия режиссера?
= Режиссер – это молодая профессия. Ее придумал Владимир Иванович Немирович-Данченко. До этого режиссерского театра, как такового, не было. Был ведущий артист, который говорил участникам спектакля, кто, откуда, куда выходит. Так что понятие режиссер - как режиссер-интерпретатор и режиссер-организатор - появилось при Московском художественном театре. И то, во что сейчас перерождается режиссерская профессия, интересно. Я считаю, что все, кто сейчас занимаются режиссурой, - первопроходцы.
Кстати, , по-моему, в Америке точно сформулировано в законе, что является предметом искусства. Это то, что может нравиться больше, чем одному человеку. Если двум нравится, то это уже предмет искусства…
- Можно сказать, что Ваш спектакль является таковым, поскольку сегодня на нем присутствовало больше двух человек. Только не понятно, почему в зале, где играли хорошие артисты, было все-таки мало зрителей?
= Сегодня был генеральный прогон, который мы объединили с пресс-показом, чтобы не приглашать на премьеру фотографов. И плюс, я принял решение, чтобы актеры встретились хотя бы с не многочисленным зрителем. Ведь, на мой взгляд, театр появляется только тогда, когда в него приходит зритель. При этом, меня учили: бойся спектакля, который хорошо складывается в тот момент, когда зрителя нет в зале. Это опасная тенденция.
- Вам хотелось бы самому сыграть какую-то роль в этом спектакле?
= Я говорил уже о том, что у меня не подходящие данные для той роли, которую хотелось бы сыграть. Это роль Расплюева. Даже когда сам Александр Васильевич Сухово-Кобылин посмотрел премьеру в Александринском театре, то ему не понравилось исполнение этой роли, потому что Расплюева играли исключительно как комичного резонера, попавшего в нелепую ситуацию. А автор говорил, что это не комичный персонаж, а промотавшийся помещик. У этого человека когда-то было все, как у Кречинского. Только у Кречинского есть сила воли на то, чтобы попытаться хотя бы все вернуть себе. А этот в итоге стал приживалом, подобно некоторым нашим современникам, которые оказываются без определенного места жительства. Среди них есть и интересные люди, которые в какой-то момент остались ни с чем.
Татьяна Мухина-Лидия, Ольга Кузина-Анна Антоновна, "Свадьба Кречинского", реж.А.Крупник
Виталий Четков-Расплюев, "Свадьба Кречинского", реж.А.Крупник
- Интересно, есть ли у Вас кумир среди режиссеров?
= У меня много кумиров. Например, люблю Римаса Владимировича Туминаса и его творчество. Я даже невольно копирую его какие-то сценографические находки и мизансценирование. Наряду с творчеством Юрия Бутусова мне нравится творчество Эймунтаса Някрошюса. И я с безграничным уважением отношусь к творчеству, к сожалению, ушедшего моего кумира – Петра Наумовича Фоменко.
- Пригласите на спектакль своего педагога?
= Обязательно приглашу. К сожалению, я не сделал этого раньше, так как мне нужно было знать, что спектакль принят.
- Мы принимаем, и зритель его тоже примет. Премьера покажет это.
Алла Буловинова
На центральном снимке: Андрей Крупник
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: