«ВАРШАВСКУЮ МЕЛОДИЮ» «МАСТЕРСКОЙ» п/р ГРИГОРИЯ КОЗЛОВА ПОКАЗАЛИ В МОСКВЕ

Опубликовано 15.11.2024 в разделе В театр! | Москва


Настоящим сюрпризом на YIII фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», которое с творческим размахом проходит с 28 октября по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге под надежным крылом двух бессменных и дружных между собой арт-директоров – профессионалов своего дела – профессора, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной и известного театрального критика и высококлассного журналиста  Марины Токаревой, в набитом до отказа зале Театрального центра «На Страстном» 10 ноября стал конкурсный показ спектакля «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, премьера которого в постановке режиссера Александра Гошукова состоялась немногим более года назад, 21 апреля 2023 года, в театре «Мастерская» п/р Григория Козлова в Санкт-Петербурге.

 

Ну, кто же не слышал об этой душещипательной истории, которую в 1967 году в режиссуре Рубена Симонова воплотили на сцене легендарного театра имени Евгения Вахтангова два незабываемых актера: Юлия Борисова и Михаил Ульянов?! В пьесе Леонида Зорина (1924-2020), которому 3 ноября исполнилось бы 100 лет, идет рассказ о том, что по окончании войны, в конце  1946 года, неожиданно в Московской консерватории на концерте, где исполнялась музыка Шопена, встретились московские студенты - польская девушка Геля, приехавшая из разбитой фашистами Варшавы, мечтавшая стать певицей (Дарья Завьялова), и вернувшийся с фронта учиться на винодела русский студент Виктор (Глеб Савчук). И после короткого общения между ними завязалось теплое знакомство, постепенно, по нарастающей, переросшее в глубокое чувство под названием любовь. Нежность, страсть, отчаяние, горе, истовая преданность, жажда жизни, вера в призвание, искренняя служба избранному делу – молодые люди взрослеют и становятся мудрее на глазах. За два часа сценического действия на сцене сплетаются и расплетаются две судьбы, как успешных, так и сломанных. 

 

Они вместе встретили Новый 1947 год и даже хотели сразу пожениться. Но свадебные планы вдруг разрушило роковое обстоятельство - вышедший Указ Президиума Верховного Совета о запрете браков между гражданами СССР и иностранцами от 5 февраля 1947 года. Гелена просит Виктора что-нибудь придумать, он обещает, но, несмотря на предпринимаемые усилия, он так ничего и не придумал, что и обрекло на мучительное расставание молодых людей на долгие годы. И хотя Указ действовал всего шесть лет, вплоть до 1953 года, их отношения ограничились лишь кратковременными встречами с двумя 10-летними перерывами: сначала осенью 1957 года, когда Виктор, добившийся успеха в профессии, приезжает в Варшаву и звонит из гостиницы Гелене, назначая ей встречу. И тогда же  признаётся: «Так сложилась жизнь. А жизни надо смотреть в лицо. И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто». А затем в 1967 году их встреча состоялась в Москве, в консерватории, где пела Гелена, которая до этого не приезжала на гастроли в Советский Союз, боясь встречи с Виктором. При этом все эти годы, бывая в Кракове, она не забывала оставлять свои записки католической святой Ядвиге Силезской (1174-1243)  с просьбой: «Святая Ядвига, верни мне его». Но они так и не смогли оказаться вместе, хотя их сильное чувство друг к другу не изменяло им.

 

В итоге получился нежный, проникновенный спектакль с искренней игрой двух молодых актеров, в который без захватывающих целиком эмоций, порой со слезами на глазах, нельзя было окунуться, чтобы по-новому посмотреть на все обстоятельства и переживания, происходящие в жизни двух любящих друг друга людей из двух разных политических систем, независимо от времени.

 

Примечательно, что 30-летние Дарья Завьялова и Глеб Савчук, по их признанию, тоже были близки друг другу на протяжении нескольких лет. Они учились вместе, и оба в 2018 году окончили Российский государственный институт сценических искусств (бывш. СПбГАТИ) по специальности «актриса/актер драматического театра и кино» (курс профессора Григория Козлова). В том же году они были приняты в труппу театра «Мастерская» под руководством своего учителя, оправдав своим мастерством его доверие.

 

  Являясь художественным руководителем постановки «Варшавская мелодия» Григорий Козлов так отозвался о ней: «Пьеса "Варшавская мелодия" - просто отличная драматургия, и у меня в труппе было два артиста, которые могли бы это сыграть. Молодым артистам вообще необходимо играть моно- и парные спектакли - такие работы, в которых от них зависит все. Глеб Савчук и Дарья Завьялова здесь - несостоявшиеся Ромео и Джульетта. Это блестящая трагедия, которая растянулась на всю жизнь».

 

 

 

 

  Алла Буловинова

 

  Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники