««Мы звуколюди!» Музыка русского авангарда»
Таково название масштабной выставки, подготовленной при поддержке Министерства культуры РФ в Российском национальном музее музыки под руководством генерального директора, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Общественной палаты РФ Михаила Брызгалова, пресс-показ которой состоялся 24 октября. Она раскрывает не только особенности становления авангарда в музыке, но и рассматривает его в контексте других видов искусств, таких, как театр, кино, изобразительное искусство и фотография.
Небезынтересно, что название выставки «Мы звуколюди!» - происходит от слов из поэмы «Царапина по небу» одного из самых оригинальных поэтов Серебряного века и одного из крупнейших деятелей русского авангарда Велимира Хлебникова (1885-1922). И они созвучны поколению, которое в начале прошлого века создавало новую вселенную звука.
Как оказалось, звуколюди – это не только композиторы. По словам Михаила Аркадьевича, это те люди, которые создавали всевозможные шумовые эффекты, в том числе конструкторы первых электронных инструментов, изобретатели шумовых машин и графического звука, «заумные» поэты, писавшие звуковые стихи; режиссёры экспериментального театра, музыканты, придумавшие новые способы исполнения; и многие другие.
Примечательно, что на выставке представлен музыкальный авангард периода его расцвета – 20-30-х гг. прошлого века и при этом дается информация о том, какая музыка создаётся в России сегодня. При этом на выставке можно увидеть рукописи необычных музыкальных произведений современных композиторов, в том числе здесь есть музыка, записанная на рулоне 31 метр 80 сантиметров; музыка, состоящая только из тишины или записанная в виде спирали и звёздного неба; и ноты, похожие на произведения абстрактной живописи и т. д.
В экспозиции можно увидеть оригинальные партитуры, авангардные манифесты и необычные музыкальные инструменты из фондов Музея музыки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Музея кино, Литературного музея имени Даля, Музея МХАТ, а также из других государственных музеев и архивов, и даже из частных собраний.
Любопытно, что в одном из залов выставки звук можно нарисовать. Метод оптической записи звука в середине прошлого века изучал советский инженер Евгений Мурзин, который представил в 1958 году новый музыкальный инструмент – многоголосный музыкальный синтезатор с аббревиатурой «АНС» - в честь композитора Александра Николаевича Скрябина.
Одним из властелинов шумов в свое время был Владимир Попов, служивший в Московском художественном театре и прославившийся больше не актерской деятельностью, а изобретениями для звукового оформления спектаклей. На выставке представлено пять инструментов, созданных по его чертежам: одна машина имитирует шум ветра, другие повторяют индустриальные звуки, например звук приводных ремней или звук лебедки.
На выставке можно увидеть классические инструменты, хотя звучат они необычно. Как, например, два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона. Идея такой настройки родилась больше века назад у композитора Ивана Вышнеградского, который ставил перед собой цель раздробить звукоряд на микроинтервалы, создавая его неограниченную плотность. Один из ведущих кураторов уникальной выставки Пётр Айду заметил, что, если "в традиционной европейской системе 12 звуков в октаве, то здесь их – 24, т.е. в два раза больше, и все промежутки между ними заполнены другими звуками. Таким образом из двух пианино собирается как бы одно».
На выставке два пианино, настроенные с разницей в четверть тона, демонстрируют, как звучит микрохроматическая музыка. Благодаря цветным клавишам фортепиано посетители, не знающие нот, смогут сыграть Прометеевский аккорд Александра Скрябина или синтетаккорд Николая Рославца, а программа Virtual ANS, разработанная Александром Золотовым, даст возможность нарисовать музыку и затем услышать, как звучит получившийся рисунок.
И хотя расцвет русского музыкального авангарда был не долгим, он оказал большое влияние на музыкальное будущее страны.
На уникальной выставке представлено шесть разделов, в том числе: «К новым берегам», «Будетляне звука», «Музыка машин», «Искусство шума», «Формы звука», «Музыку в массы». И в каждом из них можно услышать ключевые произведения русского музыкального авангарда и попробовать сыграть на экспериментальных инструментах, проследить звучание музыки по наиболее ярким партитурам, озвучить раннесоветское кино, прочесть главные музыкальные манифесты.
Важными экспонатами выставки являются редкие предметы из фондов Российского национального музея музыки. Например, оригинальная партитура «Прометея» Александра Скрябина с партией света, а также одна из первых в мире электрогитара, сконструированная в 1934 году в селе Бессоновка Михаилом Штряниным, и редкий экводин – один из первых советских синтезаторов.
Экспозиция также включает интерактивные экспонаты, с которыми посетители смогут взаимодействовать: железный лист, бутылофон, барабаны из кастрюль и чемодан с калошей. Все представленные элементы на выставке позволяют ее гостям услышать ключевые произведения русского музыкального авангарда и даже попробовать себя в роли композитора.
Отрадно, что представленную сегодня на обозрение выставку русского музыкального авангарда в Музее музыки, детально проработала сплоченная высокопрофессиональная группа кураторов, в которую вошли культуролог, кандидат культурологии, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Константин Дудаков-Кашуро; мультиинструменталист, композитор, исследователь, в совершенстве владеющий в том числе многими разновидностями клавишных инструментов, идеолог оркестра «Персимфанс», преподаватель Московской консерватории Пётр Айду. А также научный сотрудник музея С.С. Прокофьева, входящего в состав Российского национального музея музыки, музыковед, музыкальный журналист Алиса Насибулина. В настоящее время она – студентка историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Выставка в Российском национальном музее музыки, расположенном по адресу: ул. Фадеева, дом 4, открыта для посетителей с 25 октября 2024 года по 9 февраля 2025 года.
Обзор выставки подготовлен на основании содержательного пресс-релиза для представителей СМИ Аллой Буловиновой
Фото автора
Окультурить друзей: