«Варшавская мелодия» Леонида Зорина покоряет Москву
Любопытно, что пьеса Леонида Зорина (1924-2020), написанная без малого 60 лет назад, в 1967 году, изначально называлась «Варшавянка» и столкнулась с трудностями ее постановки. Цензоры отказывались ставить на ней гриф «разрешено» до тех пор, пока из спектакля не изымут информацию об Указе Президиума Верховного Совета о запрете браков между гражданами СССР и иностранцами от 15 февраля 1947 года. Тогда главному режиссёру легендарного театра имени Евгения Вахтангова Рубену Симонову (1899-1968), который уже начал свои репетиции с Юлией Борисовой в роли польской певицы Гелены и Михаилом Ульяновым в образе московского студента Виктора, всё же удалось сохранить ключевые фрагменты пьесы, но название все-таки пришлось изменить. Пьеса стала называться «Варшавская мелодия», которая в творческой биографии мастера стала последней постановкой. И фильм-спектакль «Варшавская мелодия», снятый Центральным телевидением в 1969 году, к сожалению, режиссёр уже не увидел. При этом поначалу «Варшавскую мелодию» было дозволено играть только театру Вахтангова. Но после премьеры вахтанговцев пьеса получила общую «визу» и в 1968 году на территории СССР ее поставили 93 театра.
Да и сейчас пьесу с устоявшимся названием можно увидеть на разных площадках страны, где по-разному трактуются образы знаковых героев, олицетворяющих любовь
И режиссёр Григорий Козлов, руководитель Санкт-Петербургского театра «Мастерская», упорно продолжает уже не первое десятилетие развивать какую-то особую человеческую тему в своих спектаклях, включая «Варшавскую мелодию». В центре его трогательно сделанного спектакля два человека, два живых, простых и естественно одновременно сложных человека, которых судьба, то разъединяла, то подталкивала друг к другу. Пьеса Леонида Зорина пронизана редкой нежностью. Видно, что драматург испытывает симпатию и сострадание к своим очаровательным, и где-то, простите, несчастным, по сути, героям, с не очень счастливо сложившейся у каждого личной судьбой.
Конечно, спектакли по пьесе "Варшавская мелодия" появляются на сценических подмостках двух столиц ежегодно. А как все-таки рассказать издавна знакомую зрителям историю о любви по-новому, не банально? Опытному художественному руководителю постановки Григорию Козлову, работавшему в тесном контакте со своим учеником, Александром Гошуковым, это удалось. Хотя, казалось бы, на сцене и бытовая, минималистическая декорация, и актёры Дарья Завьялова и Глеб Савчук существуют как бы обыденно, словно по-ученически, как будто, это их дипломная работа. С другой стороны, именно те чувства и эмоции, которые вызывает их актёрская игра, и дают понимание, что перед нами два блистательных артиста, два мастера психологического русского театра. Зрительный зал более двух часов с упоением наслаждается сценическим действием, испытывая гамму неподдельных чувств и бурю эмоций. И, безусловно, такой душевно сделанный спектакль питерцев, представленный на фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» - 2024 года не может даже искушенному зрителю не запомнится надолго.
Текст И.Золкин, фото с официального сайта Театра Мастерская
Окультурить друзей: