«СКАМЕЙКА» Александра Гельмана

Опубликовано 24.11.2024 в разделе В театр! | Москва


В театре «У Никитских ворот» очередная премьера – спектакль «Скамейка», поставленный по одноименной пьесе известного 91-летнего драматурга Александра Гельмана режиссером и актером того же театра, заслуженным артистом России Юрием Голубцовым. Художественный руководитель постановки народный артист России Марк Розовский, у которого на курсе в ГИТИСе в свое время учился и преподавал  режиссер спектакля.

 

Небезынтересно, что пьеса «Скамейка», написанная чуть более 40 лет назад, в 1983 году, Александром Гельманом, присутствующим на спектакле собственной персоной, в своё время была запрещена к постановке. Из-за того, что в ней сюжет закручивается с весьма неблаговидного события: мужчина не узнаёт женщину, с которой год назад повстречавшись в парке, сразу же оказался с ней в близких отношениях. Она вспоминает его, а он, тем временем, как циркач, с удовольствием жонглирует своими разными именами, называя себя то Юрой, то Колей, то Алексеем, меняя при этом обличия, и оказываясь в конце концов по паспорту под другим настоящим именем. Она же не играет, а ищет простого женского счастья с мужчиной, даже в таком не понятном с первого взгляда персонаже, который как будто разыгрывает ее и дурит, вызывая удивление и разочарование у зрителя, сидящего в небольшом зале, набитого битком и пытающегося разгадать, что за отношения происходят на самом деле между малознакомыми людьми. 

 

Интересно, каким должен быть родной и близкий человек, чтобы хотеть быть рядом и совсем не разлучаться с ним. И сколько нужно проявить хитрости и ловкости, чтобы создать поистине гармоничные человеческие отношения для этого. Каждый хочет, чтобы его любили таким, каков он есть. И кто все-таки должен быть главным в этих отношениях: мужчина или женщина?

 

Спектакль, наверно, многих подводит к этому пониманию. И поэтому, можно считать, что, артисты, благодаря искрометной и искренней игре, и вере в предлагаемые обстоятельства со своей задачей справились…

 

 На протяжении всего времени – один час двадцать минут, когда разворачивается действие, герои, выкручиваясь из ложных ситуаций, следующих одна за другой, и не отпуская друг друга от себя, продолжают докапываться до истины, чтобы как-то внутренне поверить друг другу и самим себе, чего они добиваются на самом деле. Смогут ли два совершенно чужих друг другу человека получить взаимопонимание и стать близкими людьми, к чему они, не скрывая, все-таки стремятся в столь закрученной ими самими ситуации? 

 

Все происходит на небольшой сцене, почти в замкнутом пространстве, где почти в сплошной темноте стоит скамейка и где без перерыва двое – Он (Владимир Давиденко) и Она (Наталья Баронина), вовлекая зрителя в головоломку своих случайно возникших отношений, пытаются доказать свою значимость друг для друга. 

 

История двух малознакомых между собой людей, но испытывающих тягу и естественное притяжение друг к другу, как мужчина и женщина, заставляет задуматься.

 

Чувствуется, что герой Владимира Давиденко хорошо владеет почти смехотворной и неправдоподобной ситуацией, на первый взгляд, добиваясь всеми способами доверительного отношения к себе влюбившейся в него и добивающейся его с первого взгляда женщины.

 

Сейчас эта пьеса Александра Гельмана считается жемчужиной советской драматургии и переведена на многие языки мира. Сюжет спектакля понятен и прост: случайная встреча двоих свободных от бремени семьи мужчины, который, красуясь, меняет на ходу свои имена и лица, и одинокой женщины, воспитывающей сына и работающей контролером на чулочной фабрике, готовой каждый раз обманываться и ждать. Она, совсем потеряв голову, начинает строить далеко идущие планы на жизнь с малознакомым мужчиной, в том числе говорит о строительстве своего дома и покупке машины. Становится очевидным, что, здесь мужчина находится в поиске, а женщина - в ожидании любви. Именно поэтому она осознанно отдаёт ключи от своей квартиры незнакомцу, который еще не знает, принять ли их и начать ему новую жизнь с женщиной, которая его готова полюбить, несмотря ни на что; то ли вернуться к той, которая его совсем не любит. «Просто я хочу, чтобы ты знал, что есть дом, куда ты всегда можешь прийти» - уверенно говорит Она.

 

И не важно, придёт он или нет. Но она-то готова начать новую жизнь. А замок, если что, ведь всегда можно поменять… на другой.

 

Вот такая получилась история, где скамейка оказалась свидетелем отношений между мужчиной и женщиной…

 

В следующий раз спектакль «СКАМЕЙКА» Александра Гельмана в театре «У Никитских ворот» можно увидеть 21 декабря и 17 января, в 19.00.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники