Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова

Опубликовано 10.12.2024 в разделе Искусство | Москва


  Под таким названием к 180-летию со дня рождения великого русского композитора, члена «Могучей кучки» Николая Римского-Корсакова (1844-1908) Российский национальный музей музыки, что на Фадеева, 4, совместно с Псковским музеем-заповедником в камерной обстановке представил весьма емкий по содержанию выставочный проект, посвящённый пяти хорошо известным операм выдающегося композитора, написанным в разное время по знакомым с детства произведениям.

 

Ну, кто не слышал о «Снегурочке», написанной Александром Островским в 1873 году, или «Сказке о царе Салтане», написанной в 1831 году Александром Пушкиным?! Или о его «Золотом петушке»», написанном в 1834 году?!  Или о «Садко» и «Кащее бессмертном»?!

 

Самое интересное, что Николай Андреевич русские сказки, древние сказания, былины, реальные и фантастические истории, смог без ущерба для них удивительным образом перевести на язык музыки. Он написал всего 15 опер, более, чем другие известные композиторы, которые ставили и продолжают ставить на самых престижных сценических площадках, включая Большой и Мариинский театры России.

 

                 Например, в 1881 году Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка» на собственное либретто по одноименной пьесе писателя и театрального драматурга Александра Островского (1823—1886). Ее поставили в Петербурге 29 января 1882 года, в бенефис хора, а в Москве, на сцене Частной русской оперы Саввы Мамонтова ((1841-1918) - 8 октября 1885 года. На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года. Считается, что музыкальный вариант «Снегурочки» оказался популярнее текста пьесы. Да, и сам композитор считал ее своей лучшей оперой. И автор оригинального текста, А.Н. Островский, по свидетельству современников, тоже выражал восторг по этому поводу: «Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

 

              К «Садко» Римский-Корсаков впервые обратился еще в 1867 году; тогда же появилась одноименная симфоническая поэма. И только почти тридцать лет спустя, в 1896-м, он закончил оперу-былину о новгородском гусляре, либретто к которой написал специалист по русской старине Владимир Бельский (1866–1946), который в 1894 году познакомился с композитором, став не только его другом, но и  либреттистом ряда его опер,  в том числе «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». 

 

                Примечательно, что Николай Андреевич хотел, чтобы эту оперу поставили в Мариинском театре, однако дирекция императорских театров ему отказала, объяснив свое решение сложностью произведения. А по представлению директора императорских театров Ивана Всеволожского Николай II собственноручно вычеркнул это название из репертуара, сказав: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее». Поэтому премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова 26 декабря 1897 года, украсив собой театральный сезон Москвы. При этом, прима-балерина Иола Торнаги, будущая жена Шаляпина, поставила балетные сцены в подводном царстве, к которым художники Константин Коровин и Сергей Малютин написали просто сказочные декорации. А эпизодическую партию Варяжского гостя в опере пел Федор Шаляпин, которая для него стала одной из первых работ в Московской частной опере Мамонтова. Партию Волховы исполняла Надежда Забела-Врубель, жена Михаила Врубеля.

 

Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» на либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А.С. Пушкина, которую хотели приурочить  к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина (26 мая (6 июня) 1899 года), состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене Московской частной оперы - Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр - Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик - Михаил Врубель. Она, кажется, стала одной из последних опер, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер только императорским театрам.

 

               Небезынтересно, что одноактная  опера «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка»)  Римского-Корсакова была написана в 1901-1902 гг. на либретто самого композитора при участии его младшей дочери Софии Римской-Корсаковой (1875-1943) и по сценарию музыкального критика Евгения Петровского  (1873-1919), который, в свою очередь, опирался на сюжет из русского фольклора. Первая ее постановка состоялась 12 (25) декабря 1902 года в оперном театре Солодовникова в Москве, под управлением Михаила Ипполитова-Иванова.

 

Первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок», последней из пятнадцати опер Николая Римского-Корсакова, появились в 1906 году. Через год композитор закончил работу над ней. Литературную основу для «Золотого петушка» на основе стихов Пушкина написал Владимир Бельский, создавший ранее либретто для опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане».

 

На небольшой по размерам, но красочной выставке представлено пять разделов, каждый из которых посвящён одной из пяти опер композитора, в том числе: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок».  При этом каждый раздел выставки передаёт тонкую атмосферу сказочных сюжетов и позволяет встретиться с хрупкой Снегурочкой и злобным Кащеем Бессмертным, прекрасной царевной Лебедь и храбрым гусляром Садко, загадочным Золотым Петушком и самим сказочником - композитором Римским-Корсаковым.

 

И все это происходит в обрамлении чудесных живописных работ именитых театральных художников конца XIX – начала XX века, мимо которых пройти просто невозможно. Среди них картины Михаила Врубеля, Константина Коровина, Ивана Билибина, Петра Ламбина, Сергея Малютина Александра Бенуа, Александра Головина, Бориса Анисфельда, Фёдора Федоровского и других. Здесь же можно увидеть авторские рукописи Римского-Корсакова, редкие печатные нотные издания, фотографии исполнителей. 

 

На выставке представлены первые издания сочинений Римского-Корсакова, богато оформленные в стиле модерн, с изысканными шрифтами и рисунками на обложках. Здесь же - редкие программы оперной антрепризы «Русская опера в Париже» 1930-х годов, украшенные вклейками – иллюстрациями работы Ивана Билибина и Виктора Васнецова.

 

Среди уникальных экспонатов выставки - майолики Михаила Врубеля «Берендей» и «Волхова», эскизы декораций к опере «Золотой петушок Константина Коровина и опере «Садко» Фёдора Федоровского, автограф Римского-Корсакова одного из номеров самой знаменитой оперы – «Снегурочка» и даже автограф композитора с распределением ролей в опере «Садко». И здесь же можно лицезреть театральные костюмы певицы Большого театра Натальи Шпиллер и выдающегося оперного певца Фёдора Шаляпина.

 

Особый интерес вызывают фотографии знаменитых певцов того времени: Антона Секар-Рожанского, Надежды Забелы-Врубель, Александры Ростовцевой, которые не меньший вклад внесли в историю постановок опер Римского-Корсакова, чем выдающиеся артисты Фёдор Шаляпин и Антонина Нежданова.

 

Мультимедийный ряд проекта включает также аудиозаписи фрагментов из опер Николая Римского-Корсакова из фондов Российского национального музея музыки.

 

Немаловажно, что на выставке можно услышать передачи популярного цикла «Экспомузыка», который несколько лет подряд ведёт на радио «Орфей» генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. Эти радиозаписи посвящены самым интересным экспонатам Музея музыки, связанным с именем композитора. 

 

Всего на выставке представлено 120 экспонатов из фондов Музея музыки и еще 20 предметов из коллекции Псковского музея-заповедника

 

Выставка «Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова» открыта с 26 ноября 2024 года по 23 марта 2025 года.

 

Не пропустите.

 

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото предоставлено пресс-службой Музея музыки

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники