ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ НОВОГО ГОДА
В филиале Российского национального музея музыки – в Музее П. И. Чайковского в Москве, что расположен на Кудринской площади, дом 46/54, с выходом на шумное Садовое кольцо, открылась предновогодняя, семейная, выставка под названием «Вкусные истории Нового года»!
И не случайно. На камерной выставке на первом этаже музея можно узнать по полной программе, что такое «сладкая музыка» и познакомиться с музыкальными произведениями композиторов, которые сочиняли музыку, посвященную разнообразным видам лакомств.
Первый раздел выставки «Конфитюренбург» знакомит с историей создания легендарного балета Петра Чайковского «Щелкунчик», созданного по мотивам рождественской повести-сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Здесь в «Кондитерском дивертисменте» выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец) и Фея Драже (фея сладостей).
Среди наиболее ярких экспонатов оказался автограф партитуры балета (1892 г.), эскизы декораций и костюмов к балетным спектаклям мастеров театральной декорации Тамары Старженецкой, Энара Стенберга и Валерия Доррера..
На одном из медиаэкранов без перерыва транслируется фрагмент из балета «Щелкунчик» – «Вальс снежинок». Здесь также представлен отрывок из балета «Щелкунчик» режиссера Алексея Мирошниченко, премьера которого состоялась в прошлом году на сцене Пермского театра оперы и балета.,
И тут же привлекает внимание красивый экспонат - миниатюрная белая балетная пачка Феи Драже, в которой танцевала в балете «Щелкунчик» в начале 1960-х годов прима-балерина Большого театра Екатерина Максимова.
Во втором разделе выставки под названием «Сладкая музыка», можно лицезреть старинные этикетки, раритетные подарочные упаковки для конфет московских кондитерских фабрик крупнейших производителей сладостей в России XIX века. Среди редких экспонатов – открытки-вкладыши художника Николая Каразина (1842-1908), которые вкладывали в коробки конфет в дореволюционной России. Они посвящены опере М. Глинки «Жизнь за царя». Именно этот художник выполнил акварели для первых иллюстрированных почтовых карточек, которые выпустили к Пасхе 1898 года. Любопытно, что для дам выпускались конфеты с нотами «сладких мелодий». Например, такие, как «Танец какао», «Шоколадный вальс», «Вальс- монпансье», «Кекс-галоп». На выставке представлено несколько таких вложений. Среди них нотные издания «Вальс монпансье» и Вальс «Зефир», написанные композитором Карлом Фельдманом, датированные концом XIX века.
В третьем разделе «Кофейная кантата» подробно рассказывается об одном из самых популярных напитков - кофе. И даже можно узнать, что первым, кто выразил любовь к кофе в музыке, стал немецкий композитор, органист, музыкант периода позднего барокко Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), который был без преувеличения страстным кофеманом. Он первым написал оду любви к кофе – «Кофейную кантату» по заказу лейпцигского кофейного дома Циммермана в Лейпциге, где она была впервые исполнена летом 1734 года. На выставке представлен клавир «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха, в котором композитор с юмором размышляет о вреде и пользе любимого напитка.
В экспозиции выставки можно увидеть фотографии постановок оперных спектаклей, а также изящную посуду и аксессуары. В их числе сосуд-контейнер для хранения кофе.
В завершающем разделе выставки под названием «Московское чаепитие» предстали два совершенно разных самовара, один из которых медный тульский, принадлежал русскому оперному басу Федору Шаляпину, за которым собиралась вся его семья. И второй – музыканту, эстрадному певцу и актёру Леониду Утесову.
Примечательно, что в экспозицию выставки «Вкусные истории Нового года» вошли подлинные материалы из фонда Российского национального музея музыки и Музея Истории Шоколада и Какао холдинга «Объединённые кондитеры».
Выставка работает с 12 декабря 2024 года по 2 марта 2025 года.
Приходите. Не пожалеете.
Алла Буловинова
Фото предоставлено пресс-службой Российского национального музея музыки
Окультурить друзей: