УЧЕНИКИ И ПЕДАГОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ПАМЯТЬ ОБ ОПЕРНОЙ ПРИМАДОННЕ ВЫСТУПЯТ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ...
Дорогие друзья!
24 января в Малом зале Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского состоится вечер памяти примадонны оперной сцены - Елены Образцовой. Именно здесь великая певица, будучи профессором консерватории, много раз выступала и принимала экзамены у своих учеников
.
И для студентов Международной Академии Музыки Елены Образцовой выход на эту сцену - особая честь. В их исполнении в этот вечер прозвучат арии и сцены из опер русских и зарубежных композиторов, в которых принимала участие Елена Васильевна.
Также для Вас споют солисты Мариинского театра и вокальные педагоги Академии Музыки: народный артист России Владимир Ванеев и заслуженный артист России Евгений Акимов. В концерте примет участие дочь оперной дивы, директор Академии Музыки, певица Елена Макарова.
Билеты Вы можете приобрести в кассах консерватории и на ее сайте: http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=153721
Дополнительная информация по телефону: 8(812)63-000-63 и 8(495)629-94-01
Также предлагаем Вашему вниманию интервью с директором Академии музыки, певицей Еленой Макаровой:
Незаметно промелькнуло более двух лет со дня открытия Академии музыки Елены Образцовой, что расположилась в самом центре Санкт-Петербурга в отреставрированном здании во внутреннем дворике Большого Гостиного двора (БГД) на Невском проспекте, 35.
Большую роль в ее создании в стенах БГД, являющегося не только крупнейшим универмагом Северной столицы, но и культурным центром города, сыграла председатель Совета директоров ОАО «Большой Гостиный двор» Надежда Тушакова, близко знавшая Елену Васильевну и сделавшая все для того, чтобы воплотить ее мечту по созданию Академии в жизнь.
Отрадно, что художественным руководителем Академии, по желанию Елены Васильевны Образцовой, стал народный артист Республик Башкортостан и Татарстан, лауреат I Международного конкурса Елены Образцовой, солист Мариинского театра, обладатель почетного звания «Лучший бас мира» и премии “Грэмми” Ильдар Абдразаков. Своим неповторимо теплым басом он покорил и продолжает покорять ведущие оперные сцены мира, в том числе театр «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, США), Ковент Гарден (Лондон) и Ла Скала (Милан, Италия).
Директором Академии является дочь оперной примадонны – Елена Макарова, тоже певица, меццо-сопрано, ученица Монсеррат Кабалье. Она считает, что организаторы Академии сделали все, что хотела мама.
По замыслу Елены Васильевны, главная цель нового учебного заведения должна была состоять не только в том, чтобы обеспечивать классическую систему образования в области оперного пения, но и соблюдать преемственность поколений. А этому должно было способствовать привлечение к преподаванию лучших педагогов по вокалу, а также проведение мастер-классов с участием звезд мировой оперной сцены и всемирно известных концертмейстеров, дирижеров, режиссеров и т.д.
О том, что получилось, Елена Вячеславовна рассказала в своем интервью во время проведения I Международного фестиваля искусств «Елена», посвященного первому выпуску Академии в прошлом году. Примечательно, что начало грандиозного праздника было ознаменовано полуденным выстрелом из пушки, стоящей наверху Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.
После чего осталась красивая серебряная гильза, где выгравирована надпись, подтверждающая, в честь чего произведен оглушительный одноразовый залп из артиллерийского орудия. А сделали его Елена Макарова и Ильдар Абдразаков.
— Не знаю, что у нас получилось,
– начала Елена Вячеславовна.
– Чтобы увидеть, надо, вытянув шею, повернуть голову, на что у меня нет времени, так как сижу внутри, а что видно снаружи, не знаю (смеется). Конечно, было много работы и попыток воплощения наших планов в жизнь. Что-то получилось, что-то нет. Но мы старались, придумывая на ходу что-то новое. Например, I Международный фестиваль искусств «Елена».
— Как он родился?
— Когда мы вместе обсуждали планы и текущие хозяйственные дела. Думали, в частности, о том, какие занавески повесить в классах Академии, в которой ничего нельзя переделывать, потому что она расположена в историческом здании XYIII века. А надо было улучшить акустику, потому что стекла вылетали.
— От оперных голосов?
— Да. Поэтому мы придумали повесить специальные шторки, частично закрывающие стены и то, что выходит в коридор. Они заглушают звук. Именно тогда Ильдар Амирович сказал: «А зачем экзамен, давайте сделаем фестиваль!».
Так он родился. У нас был проект, согласно которому наши ученики пели раз в месяц разные программы в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича и три раза в неделю в концертном зале Большого гостиного двора, помимо Академии. Затем мы вывозили ребят выступать в города Сибири, на Урал, Краснодар и т.д.
— На Вас возложена большая ответственность за подготовку учеников!
— Абсолютная ответственность, в результате чего получилось, что я «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Мне, как директору, приходилось подписывать многочисленные деловые бумажки. Если раньше я в них ничего не понимала, то сейчас разбираюсь и некоторые заворачиваю на переделку… Еще преподавала детям и занималась с ученицей с взрослого подготовительного отделения.
— Вы не жалеете, что согласились быть директором Академии?
— Это случилось не потому, что я такая замечательная, а потому, что, если бы не согласилась, ничего бы не было. Академия задумывалась мамой и после ее ухода нужна была какая-то связующая нить. Поэтому от директорства мне некуда было деться.
Но это сильно повлияло на мою жизнь: я стала реже видеться с семьей, и мой детеныш три-четыре дня в неделю бывает без меня. К тому же мне физически тяжело каждую неделю ездить из Санкт-Петербурга в Москву и обратно…
— Когда открывали Академию, Вы говорили об отличительной особенности подготовки оперных певцов в ней!
— Действительно, у нас много получилось со взрослыми учениками, обучение которых велось по двум направлениям: академический вокал, включающий сольное пение, оперный класс и вокальное исполнительство. И эстрадно-джазовый вокал, в котором наряду с вокальным классом были актерское мастерство, пластика и хореография.
Важно, что в нашей Академии нет одинакового подхода ко всем голосам. С каждым из учеников занимались индивидуально, подбирая им репертуар, соответствующий их голосу. При этом с каждым вели занятия коучи.
— Это концертмейстеры?
— Нет. Коучи – это люди, которые знают, как играет оркестр, какие требования у дирижеров к певцу. Это не просто человек, который может с тобой выучить партию и саккомпанировать тебе. Это те люди, которые работают с дирижерами. Например, когда певец приезжает в какой-либо театр на постановку, то до оркестровой репетиции с ним работает коуч. Это отдельная профессия внутри концертмейстерского искусства.
— Значит, у Вас есть концертмейстер, дирижер, а между ними стоит коуч!
— Да. У нас также есть преподаватели иностранных языков, которых мы приглашаем из университета, школ и т.д., где есть высококлассные, проверенные специалисты. Они помогают правильно поставить произношение на итальянском, французском, английском и немецком языках.
Итальянский язык для студентов академического вокала, например, преподает Мария Никитина, коуч по итальянскому из Мариинского театра, а английский на эстрадно-джазовом направлении – Людмила Дудинова, солистка Мариинского театра.
— Вы обещали, что в Академии будут давать мастер-классы оперные звезды …
— Так и было. Студенты Академии бесплатно обучались на мастер-классах мировых оперных звезд. Два мастер-класса дал Ильдар Амирович. Он работал с их участниками над произношением, интерпретацией, созданием художественного образа и, в целом, над стилистикой исполняемых произведений. При этом на отделении академического вокала он принимал участие в двух постановках опер – «Евгения Онегина» и «Иоланты» Чайковского, каждая из которых включена в фестивальную программу.
Проводить мастер-классы к нам приезжали оперные звезды из зарубежных стран. Так, сопрано Ольга Макарина, солистка «Метрополитен-оперы» (Ноью-Йорк, США) несколько раз в год приезжая в Академию, в течение недели уделяла внимание каждому артисту, прорабатывая с ним мельчайшие детали, чтобы он мог достичь совершенства в вокальном исполнительском искусстве.
Академию посетили выдающийся итальянский тенор, ныне — дирижер Саббатини, а также известный оперный менеджер, арт-директор ведущего оперного агентства Италии “Stage Door” Анджело Габриели. В течение трех дней, с 7 по 9 марта, он проводил прослушивания, чтобы отобрать вокалистов для участия в его мастер-классе. А по окончании занятий с ним, 12 марта, им выпала честь выступить на концерте в Международной академии музыки Елены Образцовой.
Примечательно, что на протяжении всей своей профессиональной карьеры маэстро сотрудничал с такими великими певцами мира как Лучано Паваротти, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Ферруччо Фурланетто и Рене Флеминг.
Не раз мастер-класс давал итальянский бас Алессандро Сваб, непревзойденный педагог belcanto, основатель и художественный руководитель Международной школы оперного пения в городе Триест. Благодаря мастерству и особой методике преподавания он стал известным и востребованным педагогом в Италии и за рубежом.
Маэстро приезжал в Академию не только к взрослым, но и детям, поскольку он занимается еще интересным проектом под названием «Дети… в опере». И так далее…
— А как реализовывалась программа для детей, которая включает «основы академического вокала»?
— По два раза в неделю они получали специальность в области вокала и иностранный язык. Причем, итальянский курс специально написан для детей-вокалистов. Два раза в неделю у них была «история мирового искусства». Этот курс написан мной в соавторстве с дипломированным культурологом.
Два раза в неделю дети обязательно изучали сольфеджио. Им также преподавали основы сценического движения и актерского мастерства. И плюс ко всему каждый мог выбрать для занятий танец, ритмику, историю моды и этикет.
На других направлениях (всего их шесть!) они постигали основы эстрадно-джазового вокала, хоровое, изобразительное и театральное искусство. И еще балетное искусство, поскольку в прошлом учебном году у нас работал филиал «Балетной школы Илзе Лиепа», которая со следующего учебного года войдет в Академию. Там занимаются дети от 3 до 12 лет по методике известной российской балерины, разработанной ею более семи лет назад. У нее есть свои школы в Москве, в одну из них ходит моя шестилетняя дочка. При этом я видела, как у нас в течение года это срабатывало: дети просто неслись туда бегом.
Ученицы этой балетной школы выступали на красной дорожке в день официального открытия фестиваля в Мюзик-Холле?!
— Да. Надо учитывать, что все, кто выступал на фестивале в операх «Евгений Онегин» и «Иоланте», а также эстрадном концертном шоу «Хит-вояж», учились в Академии с октября месяца прошлого года. Многие из них окончили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, либо Российский государственный педагогическоый университет имени А. И. Герцена, в том числе кафедру сольного пения, а также Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Есть и те, кто продолжает учебу, в том числе в консерватории. Например, 21-летний Гамид Абдулов с феерическим баритоном, который блестяще поет Роберто в «Иоланте». Он еще учится в Санкт-Петербругской консерватории, как композитор, и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. И 22-летний бас Глеб Перязев, который в этой опере превосходно исполняет партию короля Рене. Недавно он взял первую премию на Y Международном конкурсе вокалистов имени Б. Т. Штоколова, который в апреле месяце проходил в Санкт-Петербурге. Он учится в Герценовском университете.
— То, что произошло на «Евгении Онегине» – это уникальный случай!– когда у исполнительницы партии Татьяны – Алены Гузь в сцене с няней и письмом получился захватывающий лирико-драматический спектакль, от которого нельзя было оторваться. А на следующий день встречавшие ее знакомые в Академии, тепло и искренне поздравляли, подтверждая тот неоспоримый факт, что «на утро она проснулась знаменитой»…
— Это приятно, тем более, что я люблю всех учеников Академии до фанатизма. Я для них – мама и их защитница.
— На взрослом отделении Вы каждого знаете поименно?
— Конечно. Хотя детей не всех знаю, кто-то из них уходил. В прошлом учебном году в Академию поступило 156 студента, в том числе, 105 человек на детское отделение и 51 – на взрослое.
— Много отсеялось?
— Были случаи. Дело в том, что касается пения, – то ли в стране так, то ли поколение такое сейчас, – некоторым кажется, что можно просто выйти на сцену в красивом платье, открыть рот и спеть, а в более зрелом возрасте еще получить за это деньги и пойти домой. А что это – пахота страшная, безумные нервы, много часов физической работы, и то, что оперный солист за спектакль может потерять около килограмма веса, – об этом мало кто думает.
Когда кто-то к нам приходят с желанием поступить и выясняет, что ему надо еще работать, то уходит, разочаровавшись.
— Вы не боретесь за каждого, не заставляете …
— Нельзя заставить любить то, чего ты не любишь.
— Какие планы в следующем учебном году?
— Сейчас у нас в работе опера итальянского барочного композитора Джованни Альберто Ристори «Ариадна», которая, практически, никогда не ставилась. Ей более чем 250 лет! Ее первое исполнение состоялось в 1736 году при дворе короля Августа Третьего. Не так давно в архивах Дрезденской библиотеки был найден манускрипт этой оперы, и ее постановка была осуществлена силами артистов “Царицынской оперы” и солистов Мариинского театра. Есть и другие планы.
— Вы планируете сделать второй учебный год для первых выпускников Академии?
— Да. Потому что некоторые из них выразили желание продолжить учебу. Они сами обратились к нам как клещи с криком: «Нет, мы отсюда не уйдем. У нас есть, чему еще поучиться». Так, на отделении по академическому вокалу из 30 студентов остались 12; по эстрадно-джазовому вокалу из 20 – 8.
Я их понимаю. Во-первых, в Академии очень хорошие педагоги. Во-вторых, здесь интересно и весело. В итоге у нас получилась большая семья, в которой ученики празднуют по классам свои дни рождения и выступления, и разбирают удачи и неудачи. И ко мне приходят «пожаловаться на жизнь» или за советом. А я, как мама, выслушиваю всех и, пытаясь помочь, учу уму-разуму…
Уже начался новый приём. Он будет проходить по всем направлениям на протяжении всего лета. Учеба у детей начнется с 1 сентября, у взрослых с 17-го.
— Елена Вячеславовна, оказавшись на новой для себя директорской стезе, Вы, наверно, открыли в себе какие-то новые черты своего характера?
— Не знаю (смеется). У меня нет времени об этом думать. Но в результате выяснилось, что я, действительно, директор и иногда могу стучать кулаком по столу и даже повысить голос…
Беседовала Алла Буловинова
Окультурить друзей: