Что есть божественная справедливость?
На этот вопрос режиссер Ася Князева и труппа постановки «Пуф, или Ложь и истина» (16+) пытаются ответить в премьерном спектакле Театра Вахтангова.
В свой День Рождения безмерно талантливая и невероятно милая Ася Князева представила сначала для прессы, а вечером и для зрителей, свою новую постановку. «"Пуф, или Ложь и истина" - это комедия нравов, ее секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, а когда больше ничего не остается, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания», - говорила о главном режиссер перед премьерой.
Практически пустая сцена (спектакль идет на Новой сцене Театра Вахтангова), с минимумом декораций (множество дверей по периметру впечатляют) – творят только герои. Вот они то и пытаются через идеально прописанные характеры и невероятно живую актерскую суть ответить на вопрос: «Почему пуф, или пшик, заменяет честность, порядочность и правду?»
Словом «Пуф» обозначен сознательный обман окружающих во имя личного процветания, беспринципная реклама, ложь, всеобщее лицемерие. В вахтанговском спектакле «Пуф» по пьесе Эжена Скриба – это к тому же еще и «необученный ангел». Режиссёр Ася Князева придаёт классическому сюжету «современное звучание, вводит реалии сегодняшнего времени, сохраняя динамику, изобретательно построенную интригу, курьёзные несовпадения, комедийные повороты сюжета и неожиданные поступки героев». Заглавный термин «Пуф» один из героев расшифровывает следующим образом: «Пуф – это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его. Это – вымысел, превращённый в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием, пущенная в оборот для нужд общества и промышленности! Всё бахвальство, все фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей – всё это пуф!»
«В пьесе “Пуф…” для меня на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Каждый человек несёт свою правду, своё представление о должном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но мысль о ней живёт в нём постоянно», – подытожила работу над постановкой Ася Князева.
Того самого «необученного ангела» великолепно воплотила на вахтанговской сцене Александра Стрельцина. Она говорит: «Игровая основа — ребенок, ангел, плут. Там какой-то собирательный образ получился, который вникает, обучается, кому-то помогает по личной симпатии, кому-то мелкие гадости делает».
Непревзойденный Владислав Демченко в образе влиятельного графа де Мариньяна – лучшая роль талантливейшего артиста. Легендарный вахтанговец Евгений Князев «чертовски хорош» в роли дельца Дегоде. Молодого офицера колониальных войск Альбера д Ангремона «исполняют» в очередь Клим Кудашкин и Николай Романовский. Также в постановке заняты: Михаил Васьков, Мария Бердинских, Олег Лопухов, Анастасия Джентилини, Мария Волкова, Александр Колясников, Виталий Иванов, Владислава Басова, Григорий Здоров и Игорь Карташов. Последний участвует на правах голоса за сценой.
Над «визуальным обликом постановки» работали художник Максим Обрезков, художник по свету Руслан Майоров и видеосценограф Ася Мухина. Музыка - Иван Авдеев, хореография - Виктория Куль.
Ася Князева и труппа постановки предлагает зрителю далеко некомедийный финал. Вахтанговцы пытаются ответить на важные вопросы: Может ли быть истина общей для всех, или у каждого человека своя правда? И что будет, если две правды встретятся? Насколько вообще мы способны быть счастливы? Что такое для нас счастье? Что такое правда? Насколько возможно за нее бороться? И насколько тяжело за нее бороться? И нужно ли это нам, конкретно каждому?
Главный герой пьесы – капитан колониальных войск Альбер д Ангремон, приехавший из Алжира в отпуск в Париж, чтобы помочь вдове убитого товарища. Пьеса о том, «к чему может привести желание быть честным». По мнению Народного артиста Евгения Князева, именно такие Альберы – основа общества: «Я эту параллель даже провел с нашим замечательным художественным руководителем Римасом Владимировичем Туминасом. Любитель правды театра, он был, может быть, один из последних режиссеров, которые делали настоящий театр».
Режиссер спектакля Ася Князева философствует: «Никто не знает, как будет лучше человеку. Поэтому иногда, когда он делает какую-то глупость, он в итоге спасет. А когда он пытается помочь, людям только хуже становится. И поэтому этому тоже надо обучиться».
Сложные взаимоотношения героев, талантливо «сыгранные» актерами лучшего театра страны, «прокладывают путь» к финалу спектакля. Там они все получат то, о чем мечтали. Но принесет ли это счастье? Каждый зритель по-своему решит этот ребус, но для этого нужно прийти в Театр Вахтангова на постановку «Пуф, или Ложь и истина».
Владимир Сабадаш. Анна Духон.
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: