"Солнца Ландау" (16+) – премьера в Вахтанговском.
"Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт — простые вещи — сложными", - так говорил Лев Давыдович Ландау, а режиссер лучшего театра страны Анатолий Шульев, поставивший спектакль об уникальном учёном на исторической сцене дома Мельпомены на Арбате, вместе с артистами «воплотил» эти слова в жизнь – у постановки "Солнца Ландау" долгая, аншлаговая театральная судьба.
Как отметил в беседе с журналистами Шульев, для "Солнца Ландау" был придуман специальный жанр - "вспышки памяти". "Мы пробовали погрузиться в голову этого ученого: где-то и вовсе сложили порядка десятка событий в одну сцену, чтобы передать вот эту плотность, поток сознания. Многие события в действительности развивались в течение большего промежутка времени. Но мы их спрессовали и смешали", - пояснил он. Над сценографией работал Максим Обрезков, художник по свету - Александр Матвеев. За музыкальное оформление отвечает Полина Шульева, художником по костюмам стала Мария Данилова.
Сцены из обыденной жизни физика, в вахтанговском премьерном спектакле, перемежаются с эпизодами после автокатастрофы, случившейся с ним в 1962 году. Лев Ландау получил многочисленные травмы и впал в кому почти на 2 месяца. Зрители спектакля узнают о детстве будущего гения, его взаимоотношениях с родителями, дружбе с физиком Евгением Лифшицем, о любви к Конкордии Дробанцевой, а также о том, как математики и врачи со всего мира боролись за жизнь великого советского ученого.
"Самая большая тайна – это наше сознание. Откуда оно берётся, если мир – это всего лишь вибрации квантовых полей? Может быть, оно и есть начало всего? И наша жизнь есть воображение Бога? Нет ничего увлекательнее, чем заглянуть в голову другого человека. Тем более такого интересного, как Лев Ландау. Увидеть, как в нём соединяются, казалось бы, несоединимые вещи. В спектакле нас больше интересуют вопросы, чем ответы. Самый известный эксперимент квантовой физики говорит о том, что частица света находится в нескольких местах одновременно. Можно измерить её скорость или обнаружить положение, но нельзя сделать обе вещи одновременно. В каком-то смысле этот парадокс мы и попытаемся воплотить на сцене. Это будет своеобразная Одиссея в поисках красоты, гармонии, счастья, через темноту к свету познания", - говорит о главном режиссёр постановки Анатолий Шульев.
Павел Попов в роли Ландау - феерическая работа актера, который буквально влюбляет в себя зрительный зал. Теоремы, формулы, задачи, но главное - чувства, мысли, слова, поступки, действия, порой противоречивые, главного героя вахтанговский актёр «разбирает» так искусно, что зритель уже любит и понимает физику и её «создателей».
Возлюбленную Ландау, впоследствии - жену, шикарно играет Яна Соболевская, в Лифшица искусно перевоплощается Денис Самойлов, в ролях родителей ученого – неподражаемая и уникальная Народная артистка РФ Юлия Рутберг и Заслуженный артист РФ Александр Рыщенков. Физиков Нильса Бора и Петра Капицу играют заслуженные артисты РФ Олег Макаров и Игорь Карташев соответственно. В спектакле также занята Каролина Койцан, которая исполняет сразу несколько женских ролей.
"Он абсолютный гений, неординарный человек. У него есть очень твердая позиция по любому вопросу. Ландау обладает способностями, которых нет ни у кого. Он оставил после себя огромный труд - десятитомник по теоретической физике. И вместе с тем называл своей самой выдающейся теорией теорию счастья: наличие работы, любовь и общение с людьми. В общем, играть Ландау - огромная ответственность. Это сложно, но очень интересно", - признался после пресс-показа в беседе с журналистами Павел Попов.
Зрители вместе с главным героем переживают «в ретроспекции» все перипетии судьбы гения: образованная и обеспеченная еврейская семья, с суровым отцом и любящей матерью, учеба за границей, исследовательская деятельность в Харькове, знакомство Ландау с Корой, арест и освобождение, вынужденное соучастие в ядерном проекте, и главное - запоздалое, но заслуженное признание. Спектакль «подает биографические и сопутствующие им научные сведения, необходимые для восприятия сюжета, очень понятно, доступно, зримо... позволяя относиться к персонажам как к обыкновенным, подверженным всем простейшим страстям, а то и порокам, человеческим существам».
Помогает зрителю во всех этих физико-поэтических «подоплеках» разобраться уникальная сценография Максима Обрезкова: основной "павильон" практически повторяет интерьеры советских научных учреждений, «неизбежно давящих серой замкнутостью на глаз и на мозг». Радует глаз, отвлекая от серости, красный воздушный шарик, оранжевые апельсины и алое платье Коры.
«Спектакль, посвященный столь необычайной, аналогов как минимум в новейшей истории не имеющей личности, создан по готовым формулам, моделям и технологиям, просчитан безошибочно - мне как зрителю гораздо интереснее был бы опус пусть менее безупречный, полный ошибок и ложных ходов, но рискованный эксперимент, посвященный фигуре и судьбе человека, отвергающего исхоженные пути, вслед за гетевским Фаустом всегда стремившегося "вперед, в неизвестное", пролагающего дорожки в невидимое и неведомое» - таков «приговор» постановке вынес один из гостей пресс-показа в театра Вахтангова.
"Гений Ландау заключается в том, что на протяжении всей жизни он оставался открыт миру, продолжал задаваться "безумными вопросами" про устройство Вселенной и смысл жизни… В нашем спектакле есть эпизод, в котором юный Ландау хочет покончить с собой. Но он берет себя в руки, перебарывает стеснение и неуверенность, работает над собой и превращается в блестящего и яркого оратора. Эта история характерна для XX века: тогда существовала некая идея о том, что любой человек может сделать себя гением. Красивая идея, как мне кажется. Сегодня она могла бы вновь стать популярной", - поводит итог проделанной работы Анатолий Шульев.
Постановка "Солнце Ландау" приурочена к Всемирному дню квантовой науки. Премьера спектакля состоится в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес". Все билеты на показы 14, 15, 22 апреля и 18 мая раскуплены уже давно.
Владимир Сабадаш.
Фото – Сергея Виноградова.
Окультурить друзей: