И У ЗВЁЗД СЛУЧАЮТСЯ НЕПРИЯТНОСТИ
В издательстве «Зебра Е» вышел новый роман Александра Малюгина «Мы пьём, чтобы приукрасить действительность». Это не исповедь алкоголика, как может показаться из названия, и не трактат об «изнанке» шоу-бизнеса и киноиндустрии, хотя герои произведения – сплошь актёры и звёзды эстрады, как реальные, так и являющиеся плодом фантазии Александра Малюгина. О чём же этот роман с длинным названием «Мы пьём, чтобы приукрасить действительность», автора расспросил наш корреспондент.
– Александр, почему вы так назвали своё произведение? Не боитесь, что сочтут за «пропаганду пьянства»?
– Что делать, главный герой, писатель Евгений Манин действительно много пьёт. Такова реальность, он представитель поколения, часть которого привыкла смотреть на жизнь сквозь дымку алкоголя. И таким образом мир разукрашивать. И в этом разительное отличие между мной и персонажем, я уже много лет не употребляю спиртного.
Хотя опыт, конечно, имеется. Всё-таки я был репортёром, светским обозревателем, посещал разные мероприятия, где вино и более крепкие напитки лились рекой. Но я никогда не совмещал выпивку с работой: не мог написать ни строчки подшофе. А ведь есть стереотип, будто все писатели, артисты, художники вечно творят под кайфом. Впрочем, некоторые так и делают. Именно на эту тему мы как-то поспорили с Виктором Пелевиным, с которым в одни и те же годы учились в Литературном институте им. Горького. Меня подвели к нему в институтском дворике девчонки-однокурсницы. И представили как «великого писателя», уже опубликовавшего роман «Жизнь насекомых» и что-то там ещё.
Затем мы пошли выпить ко мне домой. Я тогда жил на Большой Бронной, в цековском доме, на фасаде которого висели мемориальные таблички с Михаилом Сусловым и Константином Черненко. Дом был через дорогу от Литинститута, и я в тёплое время являлся на лекции в тапочках. Ходили слухи, что Пелевин увлекается какими-то сомнительными грибами и пишет свою прозу, будучи в «изменённом сознании». Когда мы изрядно напились, я спросил Виктора, а уверен ли он, что пишет сам, а не его галлюциногенные грибы? Тут Пелевин сразу полез в драку, однако девчонки-однокурсницы нас быстро разняли…
– В романе наряду с придуманными героями действуют и настоящие артисты, деятели шоу-бизнеса, звёзды кино. Что это значит? И как разобраться, где фантазия, а где реальность?
– Соотношение фантазии с реальностью примерно 50 на 50. Вообще жанр романа – автофикшн. Это когда автор разбавляет свою настоящую биографию вымышленной. В любом случае при написании «Мы пьём, чтобы приукрасить действительность» я «из собственной судьбы выдёргивал по нитке», как сказал поэт. И там, где упоминаются и действуют звёзды под своими именами, скажем, Анна Седокова, Тимур Батрутдинов, Саша Савельева, Андрей Григорьев-Апполонов, рассказывается о подлинных событиях. Но есть нюансы.
Например, в книге полностью опубликован киносценарий о второй жене Ивана Грозного Марии Темрюковне. Я писал его в реальной жизни по просьбе Сати Казановой. Мы встретились на каких-то съёмках, Сати только окончила Школу драмы Германа Сидакова. И поделилась со мной мечтой сыграть роль «кабардинской княжны» Гошаней, крещёной для венчания с царём в Марию. Я вышел на Тверскую, прошёлся туда-сюда и придумал сюжет. Вернулся на съёмки, рассказал Сати, ей понравилось. Сценарий я написал быстро, но фильм по нему так и не сняли… Я к чему это говорю? В романе действует певица Инджи, которая и заказывает главному герою, писателю Евгению Манину, сценарий о второй жене Грозного. Но Инджи – это не Сати. Хотя какие-то факты биографии Казановой я всё-таки использовал. Надеюсь, Сати не рассердится.
– С главным героем более-менее ясно, с настоящими звёздами тоже. А вот как быть с главными героинями романа – певицей Аленой со сценическим псевдонимом Искра и актрисой Дилярой Валеевой? Наверняка читателей заинтересует, нет ли у них реальных прототипов?
– Нет, Алёна-Искра и Диляра Валеева – вымышленные персонажи. Конечно, я использовал свои наблюдения над звёздами, взял от кого-то те или иные черты, но всё перемешал, перепутал. Алёна-Искра – это собирательный образ, таких певиц, пробившихся с нуля, как ни странно, довольно много. Что касается Диляры, тут тоже нет смысла искать сходства в имени, фамилии или судьбе. Хотя, скажем, Диляра десять лет ведёт собственную Студию импровизации. Так вот, эту идею я позаимствовал у моей хорошей знакомой, актрисы Анжелины Карелиной. Она пропагандист актёрской импровизации, часто устраивает мастер-классы на эту тему со знаменитыми актёрами – Дмитрием Миллером, Сергеем Ростом и др.
– Александр, вы сознательно пошли на то, чтобы среди основных персонажей не было ни строго положительных, ни сугубо отрицательных героев?
– Разумеется. Человек – сложносочинённое существо, в каждом из нас намешано много всего разного: и отрицательного, и положительного. И не важно, кто в какой среде существует – в торговле, в офисе, в шоу-бизнесе. Кстати, хочу подчеркнуть, что роман всё-таки не о шоу-бизнесе и не о звёздах вообще. Он о выборе, который каждый из нас делает прямо сейчас, о нестабильности всего происходящего – ну, из серии «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». В определённый «день Х» герои «Мы пьём, чтобы приукрасить действительность» просыпаются, и жизнь их резко меняется. У некоторых даже рушится. Так в наше время бывает.
Николай Троицкий
Приобретайте книгу по ссылке: https://ozon.ru/t/63bIKQN
Окультурить друзей: