Российские евреи начали встречать 5786 год

С вечера 22 до вечера 24 сентября евреи в России и во всем мире отмечают Рош а-Шана — Новый год по иудейскому календарю. В 2025 году именно на эти даты выпало наступление 5786 года.
С праздником российских евреев поздравили лидеры общины. «Рош а-Шана учит нас одновременно подводить итоги и смотреть вперед: что мы сделали, что можем улучшить и к каким смыслам хотим быть ближе, — сказал в своем поздравлении президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Александр Генцис. — Мы хотим, чтобы еврейская жизнь в России была живой и устойчивой. Нам важно показать, какой может сегодня быть благотворительность: вдохновляющей, современной, объединяющей. Хотим, чтобы люди почувствовали вкус участия, вкус доброго дела — и чтобы это чувство стало частью личной истории сопричастности. С этого начинается общество, основанное на уважении и заботе, где важен каждый человек».
Главный раввин России Берл Лазар рассказал о значении праздничной молитвы Рош а-Шана: «Во время молитвы на Рош а-Шана в синагогах мы произносим три благословения: "мальхиют", "зихронот" и "шофарот". Буквально - благословения "на царство", "на воспоминания" и "на трубление в шофар". И "мальхиют", и "зихронот" и "шофарот" — это благословения. Они лежат в основе нашей жизни, и следование им дает нам счастливое настоящее, достойное прошлое и обеспеченное будущее».
«Для еврейского народа Рош а-Шана — это не просто начало года, а символ обновления и новой эпохи, — сказал в поздравлении президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев. — Наши мудрецы говорили, что именно в этот день Бог сотворил Адама и Еву, положив начало человечеству. Согласно традиции, в дни Рош а-Шана совершается суд над каждым человеком, определяющий судьбу и направления действий на предстоящий год. Это дни, когда каждый из нас обращается к своим поступкам, стремится исправить ошибки, укрепить веру и открыть новую страницу жизни».
В преддверии Рош а-Шана Российский еврейский конгресс по ежегодной традиции провел в Москве свой главный в году благотворительный прием. Центральным событием вечера стало вручение ежегодной премии РЕК Global Influence Award — награды выдающимся деятелям науки и культуры, которые меняют мир к лучшему. На этот раз ее лауреатами стали актер и режиссер Константин Райкин, режиссер, художник-мультипликатор Юрий Норштейн и его супруга, художник-постановщик мультипликационных фильмов Франческа Ярбусова, а также математик Григорий Перельман.
Прием проходил в особом месте — Театральном центре «На Плющихе», построенном в 1929 году архитектором Константином Мельниковым в стиле авангарда (бывшем клубе завода «Каучук», а сегодня — памятнике архитектуры). Выбор площадки подсказал и тему вечера: ей стала эпоха авангарда и выдающиеся еврейские деятели 1920-х годов — те, кто мог быть лауреатами премии РЕК сто лет назад. Сквозная временная арка охватывала век еврейской истории, соединяя наследие Михоэлса, Шагала и Эйнштейна с живым творчеством Райкина, Норштейна и Перельмана. Атмосферу того времени на разных уровнях особняка помогали воссоздать джазовый оркестр и городские романсы, медиаинсталляции по мотивам Марка Шагала и Эль Лисицкого во вращающихся кубах и фотозона с подвижными инсталляциями художников-авангардистов.
Среди гостей были посол Израиля в РФ Симона Гальперин, главные раввины России Берл Лазар и Адольф Шаевич, директор Центра им. Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург, актрисы Юлия Рутберг и Алика Смехова, галерист Полина Аскери, режиссер Марк Розовский, поэт Владимир Вишневский, экономист Евгений Гонтмахер, композитор Александр Журбин, драматург Александр Гельман, адвокат Генри Резник и другие деятели науки, культуры, медиа и шоу-бизнеса.
Награждение лауреатов было вплетено в художественную ткань постановки. Режиссер церемонии Алексей Франдетти представил вечер-притчу, в которой слово, музыка и образ соединяются в единое высказывание о судьбе и гении. В основе его постановки были девять поэтических притч о евреях-авангардистах, мыслителях, новаторах того времени, написанных специально для этой церемонии поэтом и драматургом Никой Симоновой. Их истории звучали под солирующую трубу Вадима Эйленкрига и музыкальную эклектику в исполнении камерного оркестра «Musica Viva» (дирижер Константин Хватынец) — от мистицизма до эстрады. В финале постановки объединенный оркестр и хор исполнили гимн молодежи «Веселый ветер» Исаака Дунаевского. Российский еврейский конгресс в этот вечер показал, что благотворительность — это тоже искусство, со своей драматургией, музыкой и поэзией, со своей энергией и силой.
















Окультурить друзей: