ИЛЬЯ ЗОЛКИН: «В последнее время Евгения Симонова, выходя за рамки амплуа лирических героинь, доказывает, что ей подвластно все»

Опубликовано 26.01.2018 в разделе Приходите в театр | Москва


 

 

- Илья Дмитриевич, Вы несколько раз смотрели спектакль «Русский роман», поставленный в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского его художественным руководителем, режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Что скажете? 

= Сказать можно много. Любой спектакль изначально имеет свою  перспективу. Еще на первом прогоне видно, что его поставил хороший режиссер и в нем работают талантливые артисты, и что он будет со временем набирать ход. Но нельзя забывать, что у каждого спектакля есть, что называется, свой срок годности. Первые два-три года он может идти великолепно, а потом неизбежно начинается спад. И чтобы не делал режиссер, включая вводы, спектакль все равно будет гаснуть.  

Например, «Мертвые души», поставленные Сергеем Арцибашевым в 2005 году, гаснут, но  медленно за счет вводов и за счет того, что изначально это был по-настоящему качественный спектакль, отголоски которого видны до сих пор. Но уверяю, что на премьере он смотрелся иначе.  

У «Русского романа», который  был поставлен в декабре 2015 года и с большим успехом идет третий сезон, наоборот, сейчас есть золотая жилка. Об этом свидетельствует то, что на его показах первый и второй ярусы забиты битком, а в зале нет, практически, свободных мест. Это говорит о большом интересе зрителей к спектаклю, что не может не радовать. 

Главной причиной этого я считаю даже не столько попадание в материал - пьесу литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, которая была написана три года назад и впервые появилась на российской сцене. А то, что драматург стал постоянным соавтором режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Это тот удивительный случай в истории театра, когда на отечественной сцене происходит полный контакт режиссера с живым драматургом, что приносит замечательные плоды. При этом можно вспомнить уникальный творческий тандем режиссера Марка Захарова и драматурга Григория Горина, по произведениям которого создавались шедевры на сцене театра «Ленком» (например, «Королевские игры» и «Поминальная молитва») и в кино (в том числе «Тот самый Мюнхгаузен» и «Убить дракона»).  

 

Так что не случайно в сезоне 2015-2016 гг «Русский роман». был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» и получил ее, в частности, как «Лучший драматический спектакль большой формы». Теперь и спектакль «Изгнание», поставленный в этом сезоне Карбаускисом по свежему произведению Марюса Ивашкявичюса, также номинирован на эту премию как «Лучший драматический спектакль малой формы», являясь одним из главных претендентов на победу. Это говорит не только о силе драматургии, но и о силе режиссуры, об умении эту драматургию понять, почувствовать и сделать ее удобоваримой для зрителя.  

Особой заслугой режиссера спектакля «Русский роман» является идеальный подбор артистки на главную женскую роль - Софьи Андреевны, верной соратницы Льва Николаевича Толстого. Правда, в пьесе его нет, но «за кадром» ощущается сложное время в их семейных отношениях. И этот конфликт Ивашкявичюс сумел показать крупным планом.  

Евгения Симонова, получившая за эту роль в 2016 году «Золотую маску» в  номинации «Лучшая женская роль», играет так, как, наверно, не играла никогда, потому что здесь сошлось все. У великой артистки, очевидно,  бывает такой момент, когда Бог дает ей благодатный материал, и она не может им не пользоваться. Почувствовав роль, она растет вместе с ней до сих пор. И теперь, если у кого-то были сомнения в отношении ее игры, поскольку в молодости она исполняла лирические роли, скажем, в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти» или в фильме «Обыкновенное чудо», - то в последнее время Евгения Симонова выходит за рамки амплуа лирических героинь, доказывая, что ей подвластно все. И это замечательно. 

 

Народная артистка России Евгения Симонова

 

- Что можно сказать о персонажах, которые окружают Софью Андреевну, и об актерском ансамбле в спектакле, в котором играет Евгения Симонова 

= Спектакль «Русский роман», по большому счету, рассказывает о семье, которая, естественно, не может состоять из Толстого и его жены. Софью Андреевну окружают ее дети. Она говорит, что «мое достоинство – это люди». Вместе с Львом  Николаевичем в ее семье насчитывается 30 человек, включая внуков, у каждого из которых свой характер и своя судьба, каждый уникален и неповторим. Как и лучшие молодые артисты театра, которые играют на сцене с Евгенией Симоновой. Например, Вера Панфилова, выступающая в первом действии в роли Кити, и Юлия Соломатина, по роли Саша Толстая, дочь Софьи Андреевны, у которой великолепные куски во втором действии, уже исполняют в других спектаклях центральные роли. Первая блестяще работает в спектакле Светланы Земляковой «На траве двора», кстати, тоже ансамблевом спектакле. А вторая даже соперничает по качеству актерского исполнения с самим Игорем Костолевским, выступающим в роли судьи Аздака. 

Вообще надо отметить хорошее качество всей труппы нынешней Маяковки, где в каждом спектакле работает качественный актерский состав, где нет ролей и таких актерских работ, которые опускали бы высокую планку других исполнителей. Это, безусловно, заслуга тех, кто руководит театром. Я имею в виду Миндаугаса Карбаускиса и прекрасного директора Леонида Ошарина. 

 

актриса Юлия Соломатина

 

- А что Вы скажете об актрисе, которая играла мужскую роль, Черткова? 

= На роль Черткова – главного врага Софьи Андреевны, которому Толстой был интересен как писатель или как исторический персонаж, а не как человек, режиссер искал и подбирал актера совместно с драматургом. Выбор пал на Татьяну Орлову, тонкую артистку, которая благодаря своему чутью, поймала сущность в характере своего персонажа и воплотила его на сцене удивительным образом. И это притом, что мужчинам редко на 100 процентов удаются женские персонажи, а женщинам – мужские: все равно какая-то фальшь чувствуется. А если не знать артистку Орлову, то многие зрители, я уверен в этом до сих пор, думают, что это играл мужчина. 

 

актриса Татьяна Орлова

 

- А что Вы скажете об актрисе Мириам Сехон, которая превосходно пела в роли Мадлэн? 

= Говоря об удачном исполнении Евгении Симоновой в роли Софьи Андреевны, мы постепенно приходим к тому, что в спектакле есть еще и другие явные удачи. 

Почему у спектакля «Русский роман» «Золотая маска»? Потому что тут и там победа разных исполнителей. Из этих тонкостей получается нечто целое. Мириам Сехон в этом спектакле играет некий собирательный образ, выступая сразу в нескольких ролях. Среди них Мадлэн и Анна Каренина, правда, не из произведения Толстого, поскольку это своеобразные аллюзии Ивашкявичюса.  

Будучи ученицей Сергея Женовача, Мириам долгие годы работала в Студии театрального искусства. Но пару лет назад, покинув театр,  стала много петь, в том числе в связи со своей гастрольной деятельностью. Но от предложенной ей такой интересной роли и возможности участия в таком интересном проекте она не могла отказаться. Тем более, что ей дали возможность спеть в конце спектакля в образе певицы из Америки, в которую влюбляется Лев Львович Толстой, младший сын Льва Николаевича Толстого (Алексей Сергеев). В этом месте, по сути, она играет немножко себя. Но сыграть себя в предлагаемых обстоятельствах тоже не каждый сможет, потому что для этого нужно быть яркой личностью, которой Мириам, безусловно, является. 

 

актриса Мириам Сехон

 

- Спектакль «Русский роман», только родившийся, возили на гастроли 

= Вы много видели спектаклей, которые возили бы на гастроли? А здесь просто редкий случай, когда, буквально, через 20 дней после московской премьеры, в конце декабря 2015 года, спектакль повезли в Санкт-Петербург, где его ждал ошеломительный успех, вернее, триумф взыскательной петербургской публики. Она тоже была покорена игрой Симоновой и всего актерского состава. 

 

- В последнее время Симонова выходит на сцену  театра имени Владимира Маяковского ни в одном спектакле…  

= В нынешней Маяковке она играет три роли в разных спектаклях. Но две из них являются, чуть ли, ни самыми крупными в ее актерской биографии. Это, конечно, глава семейства Виолетта Уэстон, жена Беверли, в спектакле «Август: графство Осейдж» американского драматурга Трейси Леттса в постановке латышского режиссера Гиртса Эциса, которую он осуществил совместно с Миндаугасом Карбаускисом. Мне кажется, что эта роль стала для нее даже трамплином для исполнения Софьи Андреевны, потому что по роли у нее трое детей – ее дочери. То есть, оба ее персонажа, по большому счету,  объединяют поколения. И что немаловажно, Евгения Павловна в этих двух образах, с первой минуты до последнего пребывания на сцене, живет по-настоящему жизнью своих персонажей, что в XXI веке все реже и реже встречается в актерской профессии.  

И третья ее роль в родном театре - Геня Гелернтер в постановке «На чемоданах» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина. Спектакль, поставленный Александром Коручековым, наверно, не самый удачный, но в нем есть свои достоинства. Хотя его тема не то, что сложна, а неприятна для нашего зрителя, потому что все действие, по большому счету, происходит на кладбище, и все персонажи пьесы постепенно умирают. А  это не вызывает наслаждение ни у кого. 

Тем не менее, обделенной ролями Евгению Павловну не назовешь. Во-первых, роли, которые она играет в театре Маяковского, одна лучше другой. А во- вторых, у нее есть еще три спектакля в театральной Москве. Так что, это не тот случай, когда артистка, не получая ролей в своем театре, уходит на сторону и играет в антрепризе.  В других театрах у нее каждая роль –  бриллиант. Например, театр «Современник», с которым у Евгении Павловны сложился особый, доверительный, творческий контакт, пригласил ее на роль Тамары в спектакль «Пять вечеров» Александра Володина (режиссер Александр Огарев), где ей удается с блеском играть советскую труженицу в послевоенном Ленинграде. Она вообще умеет играть и высокую трагедию, и какую-то бытовую историю, и комедию. 

Вторая ее тяжелейшая роль Тамары в театре «Современник» в спектакле «Враги. История любви», который поставил руководитель израильского театра Гешер Евгений Арье по роману Исаака Башевиса-Зингера. В нем она играет в удивительном актерском ансамбле вместе с Чулпан Хаматовой (Маша) и Аленой Бабенко (Ядвига) одну из трех любимых женщин главного героя Германа Бродера, в роли которого выступает  заслуженный артист России Сергей Юшкевич. Этот спектакль, обласканный критикой, был номинирован на «Золотую маску» и является  значимым событием в театральной Москве.  

Ну, и третья роль  Евгении Симоновой в совсем свежем спектакле «Сюзанна», поставленном на маленькой сцене в театре «Школа драматического искусства» по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе. В спектакле представлены три возраста героини,  которые встречаются в причудливом пространстве воображения или памяти Сюзанны. Они сыграны тремя актрисами: Сюзанна молодая (Алиса Рыжова),  Сюзанна средних лет (Александрина Мерецкая). И Сюзанна в возрасте. Эта роль режиссером–постановщиком Александром Огаревым отведена народной артистке России Евгении Павловне Симоновой. Но это еще предстоит увидеть…  

 Кстати, в этом спектакле актриса тоже играет жену знаменитого писателя, только норвежского драматурга Генрика Ибсена. Так что какие-то схожести со спектаклем «Русский роман» неизбежно возникают: даже не видя спектакля, понимаешь, что что-то есть. С другой стороны, Евгения Павловна - многосторонняя артистка и каждую роль она играет совершенно разными красками. Поэтому, ее любую роль стоит смотреть… 

 

 

 

              Алла Буловинова 

 

Фото  Ильи Золкина 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники