БАХРУШИНСКИЙ МУЗЕЙ ОТКРЫЛ МАСТЕРСКУЮ ДАВИДА БОРОВСКОГО

Опубликовано 10.10.2025 в разделе Искусство | Москва


В истории главного театрального музея страны – Государственного центрального Театрального музея им А. А. Бахрушина (БТМ), основанного в Москве 29 октября 1894 года известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865–1929), отрыта новая страница. Об этом свидетельствует открытие 8 октября с.г. Мастерской Давида Боровского (1934-2006), выдающегося театрального художника и сценографа в многоквартирном доме по адресу: Большой Афанасьевский переулок, дом 3, строение 3, на 5 этаже. Это единственный в мире мемориальный музей, всецело посвящённый его многогранному творчеству. При этом, это первый объект музейно-театральной экосистемы БТМ, возобновивший работу после масштабного обновления. И главное, мемориальную Мастерскую художника значительно расширили и превратили в творческое пространство.

 

       Где только не работал Давид Львович: в Москве (Малый театр, Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Московский драматический театр на Малой Бронной, Театр на Таганке и др.) и в Санкт-Петербурге (Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, БДТ им. Г.А Товстоногова, Малый драматический театр. и т.д.).

 

       По словам Кристины Трубиновой, генерального директора Бахрушинского музея с 2021 года, - «Это новая точка притяжения на культурной карте Москвы и модель музейной институции следующего поколения. Мы выходим за границы “музея-в-витрине” и создаём культурное пространство, в котором живёт, творит и развивается современный театр и его зритель». С 2021 года мы реализуем масштабный проект по обновлению и развитию Бахрушинского театрального музея. В эпоху стремительных технологических перемен наша миссия — не просто сохранять театральное наследие, а говорить на живом языке современной культуры, вовлекая новые аудитории. Мы создаём экосистему культурного участия, где посетитель становится не зрителем, а соавтором, Открытие музея-мастерской Давида Боровского — это важный этап в реализации стратегии развития музея. Отдельные слова благодарности -  сыну мастера Александру Боровскому, куратору научной концепции экспозиции; вдове художника Марине Писной, сохранившей наследие мастера; а также вдове Сергея Бархина Елене Козельковой и театральному художнику Эдуарду Кочергину».

 

          Кристина Дмитриевна, увлеченно и со знанием дела, профессонально рассказывающая о новом пространстве в мемориальном Музее, подчеркнула, что: «Давид Боровский — художник-мыслитель, чьи новаторские идеи оживили сценический язык театра второй половины XX века. Сценография Боровского выходила за рамки оформления, становясь полноправным соавтором спектакля.  Его называли «философом сцены» за способность превращать окружающее пространство в активного участника театрального действия».

 

          Примечательно, что Мемориальный музей Давида Боровского был учреждён в 2009 году в рамках трёхстороннего соглашения между Бахрушинским театральным музеем, вдовой художника Мариной Исааковной Писной и Московским союзом художников. При этом, вдова мастера передала музею личные вещи, предметы мебели, инструменты и материалы, формирующие основу мемориальной экспозиции. Теперь постоянная экспозиция музея включает около 600 предметов, а его библиотечный фонд — 2300 единиц хранения (книги и журналы Давида Львовича). 

 

          Небезынтересно, что Музей долгое время был камерным. Но сегодня общая площадь Мастерской увеличилась в 2,5 раза, достигнув 400 кв. метров, а экспозиционная выросла еще больше - в 2,7 раза. В результате в Музее появились выставочный зал для временных выставок, библиотека с читальным залом, открытая коворкинг-зона для работы и общения и даже макетная мастерская для занятий молодых сценографов.

 

          Небезынтересно, что в Мастерской каждый посетитель может попробовать себя в роли театрального художника. Например, создать эскиз, собрать макет, увидеть, как рождается сценическое пространство, и прикоснуться к наследию Боровского через практику и действие.

 

          Мастерская Давида Боровского сегодня представляет собой творческую лабораторию нового типа: в ней наряду с произведениями из собрания Бахрушинского музея будут представлены работы современных художников, сценографов и режиссёров.

 

       Первым проектом обновлённой Мастерской стала выставка «ОТ и ДО...». Экспозиция показывает, как из первых идей и эскизов рождается сценический мир Давида Боровского. В разделе «ОТ» на чёрной стене представлена масштабная инсталляция — «лоскутное одеяло» из более чем семисот черновиков мастера: набросков, заметок и рабочих чертежей. Напротив — «ДО»: результат многолетних поисков — финальные эскизы костюмов и макеты декораций, созданные Давидом Боровским для постановок Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Льва Додина и других выдающихся режиссёров.


            Куратором пространства и автором концепции выставочного проекта выступил сын Давида Боровского – сценограф Александр Боровский.

 

        Нельзя не согласиться, что открытие Музея-мастерской Давида Боровского — событие, значимое не только для театрального сообщества, но и для всех, кто интересуется искусством. Это возможность прикоснуться к наследию художника, умевшего говорить просто о сложном, и убедиться: его идеи и сегодня не теряют актуальности, продолжая вдохновлять новые поколения.

 

        К тому же, Музей будет всегда открыт для сотрудничества и должен на самом деле стать площадкой, где молодые талантливые театральные деятели смогут заявить о себе, продолжая традиции великого мастера.

 

        Постскриптум: При поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный квартал на Павелецкой. Сочетание мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие и социальные проекты.

 

        Бахрушинский музей - крупнейший хранитель театрального наследия России и является третьим по объему фондов после ГИМ и Эрмитажа. Более 1,5 млн экспонатов в 19 объектах и в фондах музея – это архивы прославленных театральных деятелей, эскизы костюмов и декораций знаменитых мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно–прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания.

 

           Главная усадьба Бахрушинского в составе 6 объектов находится в Москве, как и 10 филиалов: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых – А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске – на родине Бахрушиных.  В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле для новых объектов.

 

       В публикации использован материал, предоставленный пресс-службой Бахрушинского музея.

 

Новости БТМ можно читать на:

 

bakhrushinmuseum.ru; VK, Telegram, Ok, Rutube, Дзэн

 

       Контакты музея: pr@bakhrushinmuseum.ru

 

 

 

   Алла Буловинова

 

       Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники