ИЛЬЯ ЗОЛКИН О РЕЖИССЕРЕ И ПЕДАГОГЕ АНДРЕЕ ГОНЧАРОВЕ И ЕГО УЧЕНИКАХ
2 января нынешнего года выдающемуся режиссеру и театральному педагогу, народному артисту СССР Андрею Гончарову (1918-2001) исполнилось бы 100 лет. Эту дату торжественно отметил Московский академический театр имени Владимира Маяковского, в котором прославленный мастер работал более 30 лет, с 1967 по 2001 годы. Ему также был посвящен уникальный вечер в Культурном центре имени В.Я. Вульфа, на котором выступили приглашенные артисты, те, кто работал под руководством маститого режиссера, и кто учился у него в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Он был организован благодаря инициативе и при участии культурного обозревателя и фотокорреспондента интернет-портала «Культура двух столиц» Ильи Золкина.
- Илья Дмитриевич, что Вы скажете о личности Андрея Гончарова?
= Говоря о личности Андрея Гончарова, надо подчеркнуть, что он не только выдающийся режиссер, но и педагог. Андрей Александрович преподавал в ГИТИСе, причем, долгое время вместе с Марком Анатольевичем Захаровым. Они растили и пестовали новых артистов, которые впоследствии становились крупнейшими мастерами отечественной театральной сцены.
Перечислить всех его учеников невозможно, потому что почти весь сегодняшний театр имени Владимира Маяковского – это его ученики. И в театре «Ленком» они есть. А вообще его ученики - актеры и режиссеры - разбросаны по всему миру. Так, на празднество из Греции приехал замечательный режиссер Стафис Ливафинос, возглавляющий один из крупнейших греческих театров. Из Республики Саха, что в Якутии, приехал талантливый режиссер Андрей Борисов, один из ярких учеников и последователей Гончарова. В эти дни имя Гончарова объединило людей, так или иначе, соприкасавшихся с ним лично.
Многие говорят о не простом характере мастера, в том числе о том, что к нему сложно было подойти: будучи суровым, он в ярости мог, например, накричать. Но все его ученики отзываются о нем, как о самом добром и порядочном человеке. И считают, что его крики, и то, как он обращался с артистами на репетициях, ничего не значат. Поэтому важно, что память о Гончарове у тех, кто с ним был лично знаком и работал, осталась самая светлая.
режиссер Стафис Ливафинос (Греция)
- Как он стал руководителем театра имени Владимира Маяковского?
= Известно, что до этого он несколько лет возглавлял театр на Малой Бронной, причем перед приходом туда Анатолия Эфроса, который впоследствии там работал главным режиссером и никогда не был художественным руководителем. И вдруг Маяковку, в прошлом театр Революции, в 1967 году настигло горе: ушел из жизни Николай Охлопков, ученик Всеволода Мейерхльда, возглавлявший этот театр с 1943 года. И, естественно, встал вопрос, где взять достойного преемника? И тогда талантливый Андрей Гончаров, еще достаточно молодой режиссер, поставивший целый ряд ярких постановок, вошел в стены театра на Никитской улице, как оказалось, навсегда. Его приняли практически сразу, как и он принял сразу большую часть труппы, несмотря на то, что в ней было много артистов старшего поколения. Многие помнят, например, прекрасного артиста Александра Ханова (1904-1983), или народную артистку РСФСР Евгению Козыреву (1920-1992), с которой поначалу Гончаров сработался, но ненадолго.
С одной стороны, у многих учеников Гончарова складывались с ним великолепные отношения. Но, с другой, когда режиссер создает свой театр, он не с каждым найдет общий язык и ни все артисты ему нужны. Поэтому Гончаров не мог избежать проблем, которые бывают у режиссеров. Даже у Миндаугаса Карбаускиса, который ныне возглавляет театр Маяковского и является продолжателем славных традиций театра и Гончарова, в том числе.
Тем не менее, когда Гончаров пришел в этот театр и еще преподавал, то в труппу театра соответственно влился целый ряд его учеников. Поэтому, прежде всего, он наладил контакт с молодой частью труппы, многие из которой впоследствии стали «первыми скрипками» в его «оркестре». Это Александр Лазарев, бывший на тот момент уже мужем Светланы Немоляевой. И Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, переехавшая в столицу из Ленинграда, из Большого драматического театра (правда, прежде влившаяся в труппу МХАТА). Она долгие годы работала у Гончарова, подарившего ей ряд ярчайших ролей, в том числе в спектаклях «Да здравствует королева, виват!» Роберта Болта, где ее партнером был Джигарханян, и «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса, где она сыграла роль Мэгги. Но, несмотря на это, у нее возник конфликт с режиссером, и она вернулась к Олегу Ефремову.
Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева
- Что за легендарный спектакль в театре Маяковского почти сразу после прихода в него поставил Гончаров?
= В конце 60-х – начале 70-х годов, театральному миру стало понятно, что американский драматург Теннесси Уильямс является одним из продолжателей драматургии Чехова. Недаром его многие называют американским Чеховым. Именно тогда молодой и мало кому известный Виталий Вульф, увлеченный его драматургией, начал переводить его пьесы, которые первооткрывались на сценах разных театров Москвы и Ленинграда. Во МХАТе, например, поставили «Сладкоголосую птицу юности», где главную роль сыграла любимая артистка Вульфа Ангелина Степанова.
Гончаров же поставил спектакль «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса, который стал не только успешным, но и самым любимым для Гончарова. К тому же, он оказался долгожителем, продержавшись в репертуаре театра более 20 лет! В то время, как в нем меняли друг друга Стэнли Ковальские и Стеллы, неизменной оставалась Бланш Дюбуа – Светлана Немоляева.
- Как изменялась труппа при Гончарове?
= Важно, что молодые выпускники постоянно пополняли труппу театра. В начале 70-х в нее взяли молодую артистку, яркую, смешную, с легкой полнотой, но пластичную, и органичную, Наталью Гундареву, окончившую курс Юрия Катин-Ярцева в Щукинском театральном училище. Она сразу завоевала ведущую роль в труппе, и лучшие роли были отданы ей. Гундарева до конца своей жизни, наряду с Немоляевой и Лазаревым, оставалась визитной карточкой театра Маяковского и талисманом Гончарова.
Вообще труппа театра при Гончарове состояла из ряда незабываемых артистов, каждый из которых был уникален, достоверен и правдив на сцене. Это народная артистка РСФСР Нина Тер-Осепян (1909-2002), народная артистка России Галина Анисимова, которая начинала еще при Охлопкове и играла в его «Гамлете», и в гончаровской труппе занимала важное место. Это Борис Левинсон (1919-2002) и народная артистка СССР Татьяна Карпова, чей 100-летний юбилей два года назад отмечал театр. Хотя она давно не выходит на сцену, но хранит память о Гончарове, который подарил ей много интересных ролей, в том числе роль матери в спектакле «Кошка на раскаленной крыше».
- В чем отличие постановок Гончарова от постановок его учеников?
= Я назову одно имя. Это - Константин Богомолов, который учился на курсе Андрея Гончарова. Конечно, можно попросить «найти десять отличий», и в результате не найти ни одного, потому что, на самом деле, то, что делает Богомолов и что делал Гончаров, это разные театры. Гончаров, как не стремился к новациям того времени, все равно до конца своих дней оставался приверженцем русского психологического театра. Почему глубочайшая пьеса психологического театра с успехом идет в России? Да потому, что она написана в нашей манере. То есть, получается, что система Станиславского и драматургия Теннисси Уильямса находятся где-то рядом.
Конечно, у Гончарова были спектакли, требующие другого подхода. Например, знаменитый спектакль «Человек из Ламанчи». Это скорее театр представления. Тем более, что в нем выступала великолепная пара артистов: роль Дон Кихота исполнял молодой Александр Лазарев, а роль Санчо Панса играл Евгений Леонов. Правда, потом у него произошел небольшой конфликт с Гончаровым, и он ушел из театра Маяковского, успев сыграть на его сцене ряд незабываемых ролей, в том числе Ванюшина в спектакле Андрея Гончарова «Дети Ванюшина», поставленном по пьесе Сергея Найденова.
- В день, когда театр Маяковского отмечал юбилей Гончарова, проходили встречи зрителей и студентов с его знаменитыми учениками…
= В этот день было заметно, с какой теплотой ученики Гончарова относятся к своему учителю и друг к другу. Может быть, самое главное, что Андрей Александрович привил всем, кто учился у него, любовь, уважение и внимание друг к другу.
На самом-то деле в этот день ни в зале, ни на сцене не было случайных людей. Все, так или иначе, имели или имеют и будут иметь отношение к театру Маяковского и к фигуре Гончарова, и вообще к российскому театральному делу в целом.
Постскриптум. Воспоминаниями о своем легендарном учителе Андрее Гончарове поделились народный артист России, президент Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Игорь Костолевский, художественный руководитель театра на Малой Бронной Сергей Голомазов, бывший художественный руководитель театра имени Н.В. Гоголя Сергей Яшин, поставивший ряд интересных спектаклей в театре Маяковского во времена Гончарова. Среди выступавших были театральный режиссер и педагог, президент Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой Владимир Андреев и Эммануил Виторган. А также художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович и многие другие, окончившие мастерскую А.А. Гончарова в ГИТИСе.
Заслуженный деятель искусств России Сергей Голомазов
Народный артист России Игорь Костолевский
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: