Ленинградская неделя Довлатова.
Ленинградская неделя Довлатова. Алексей Герман-младший шел на большой риск, создавая фильм об авторе ставших уже классикой произведений «Чемодан», «Компромисс» и «Зона». Неделя ленинградской жизни писателя Сергея Довлатова в начале семидесятых прошлого века показана до боли достоверно и правдиво. Перед премьерой на Берлинском кинофестивале фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» представили средствам массовой информации в Москве.
Окунутся в серость и советский быт, воссозданный скрупулезно и достоверно художником Еленой Окопной, ноябрьского предпраздничного Ленинграда 1971 года помогают великолепные актеры, приглашенные мастером. Сергея Довлатова играет сербский суровый красавец Милош Марич, его друга Иосифа Бродского – российский актер Артур Бесчастный, а жену главного героя великолепно воплотила на экране полька Хелена Суецка. Также в картине занята целая россыпь прекрасных артистов – Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и Антон Шагин.
Сергей Довлатов для многих российских (еще советских) людей является «своим» и потому фильм зритель воспринимает, как описание свой юности и путеводитель в свое недалекое прошлое. Интернациональный актерский состав и имя самого создателя фильма должны помочь и западному зрителю прикоснутся к советской истории и окунутся в интеллигентский срез литературного Ленинграда.
Фильм поставлен так, что незнакомство потенциальной публики (особенно западной) с героем повествования стало преимуществом. Этот Довлатов — еще не колумнист журнала The New Yorker, не автор ироничных повестей, в честь которого за океаном назвали улицу. В фильме Алексея Германа-младшего Сергей Довлатов похож на своего же героя из «Ремесла» - молодой, перспективный, несчастливый, поскольку его не печатают - а значит, не читают. «Если ты не член Союза писателей, значит, тебя и нет вовсе» – именно так о себе говорит герой. Возможно, внешне у него все благополучно – жена (правда, они на стадии развода), маленькая дочь, друзья (один герой Козловского чего стоит). Но его не печатают, как и его друга Иосифа Бродского, а картины его товарищей не выставляют на выставках и Довлатов склонен к тому, что бы считать себя «литературным неудачником». И как приговор всей сложившейся системе лжи и лжепатриотизма звучат слова писателя: «Почему же я ощущаю себя на грани физической катастрофы? Откуда у меня чувство безнадежной жизненной непригодности? В чем причина моей тоски?» На эти вопросы не смогли ответить ни Довлатов, ни Бродский - и, в конечном счете, вынуждены были уехать из страны через год после показанных событий.
И авторы не зря поднимают эти вопросы в фильме. Ведь именно сегодня эти вопросы столь актуальны в столь непростое время для российской культуры – Синцов сидит в «Лебеде», а Серебренников под домашним арестом. Нежный и бесконечно грустный фильм Германа - именно о чувствах безнадежности, непригодности и катастрофы, нормальных для писателя без публикаций. И хотя сейчас совсем иные возможности (благодаря интернету), но фильм «Довлатов» выглядит пугающе современным.
Период, показанный фильме, как нельзя лучше сочетается с нашим временем: ушедшая эйфория от полусвободы предыдущего десятилетия, чувство расставленных невидимых флажков и наползающая духота. У Германа получилось соединить в фильме правильно выбранное время, место и героя. Сновидения Довлатова намекают, что туманный, снежный, осенне-зимний Ленинград фильма — не попытка документальной реконструкции, а тоже своего рода сон.
«Довлатов» - очень личная и, возможно, самая цельная и внятная картина выдающегося мастера. Предчувствие преждевременного ухода и щемящее чувство нереализованности висит дамокловым мечом над героем картины. По фильму – у Довлатова все еще впереди – но и уехав, он не застал времени, когда мы все начали зачитываться его книгами и многие могли процитировать его грустные остроты.
Еще одним героем картины является город Ленинград – серое небо, грязная жижа под ногами, журнальная редакция, дача профессора, будни метростроевцев и заводской газеты. И двое герое фильма - Бродский и Довлатов - вот-вот покинут этот неприветный город с его проблемами и возродятся в новом, но уже другом мире. Они оба сделают шаг в неизвестность и войдут в историю мировой литературы.
И Довлатов, и каждый из персонажей картины переживают собственный сюжет, свою маленькую драму, а некоторые и большую (как художник-фарцовщик в исполнении Данилы Козловского) – и все это на фоне главного советского праздника 7 ноября. Первостепенные слова фильма звучат как набат тому времени и той системе - не осталось иных доблестей, кроме «мужества быть никем и быть собой». И нам, нынешним, тоже стоит задуматься об этом – хотя на дворе уже и 2018-й год.
Картина в российском прокате будет только четыре дня, с 1 по 4 марта - успейте посмотреть сами и обязательно сводите друзей!
Сабадаш Владимир посмотрел фильм «Довлатов».
Фото – Кинопоиск.ру
Окультурить друзей: