ИЛЬЯ ЗОЛКИН: «НА МЕСТЕ ИННЫ ЧУРИКОВОЙ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ДРУГУЮ АКТРИСУ»

Опубликовано 31.03.2018 в разделе В театр! | Москва

 

 

Интервью с культурным обозревателем и фотокорреспондентом интернет-портала «Культура двух столиц» Ильей Золкиным, посвященное выдающейся актрисе Инне Михайловне Чуриковой

 


     Интервью с культурным обозревателем и фотокорреспондентом интернет-портала «Культура двух столиц» Ильей Золкиным, посвященное выдающейся актрисе Инне Михайловне Чуриковой, неожиданно началось с прочтения им стихотворения: 

 

О, Женщина ты тайна мироздания!  

в тебе прекрасны дух, душа и плоть...  

ты аромат нетленного дыхания…  

тебя из света сотворил Господь…  

И добавил: «Я думаю, что эти слова, как ничто другое, могут характеризовать народную артистку Советского Союза, лауреата Государственной премии Российской Федерации Инну Чурикову». 

 

 

 

Илья Дмитриевич, недавно Вы смотрели в Театре Наций спектакль «Аудиенция» в постановке режиссера Глеба Панфилова, где в главной роли Елизаветы II выступила его супруга Инна Михайловна. Что Вы скажете об этом? 

 

= Я не первый раз смотрел этот спектакль, поэтому отмечу, что Инна Михайловна серьезно отнеслась к реализации замысла пьесы и к своей работе над образом, в то время как зрителю кажется, что она просто родилась Елизаветой II. Небезынтересно, что поначалу на постановку долго искали деньги и решали, на какой сцене ее выпускать. Сначала хотели делать этот спектакль на сцене ее родного «Ленкома», но у театра не было на это средств. Да и Театр Наций не смог бы осилить, если бы не финансовая поддержка Благотворительного Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». По большому счету, вся театральная Москва должна благодарить Алишера Бурхановича за то, что он помог осуществить уникальный театральный проект, в котором великая артистка смогла сыграть великую роль.     

Как только открывается занавес, всех ошеломляют декорации и выход Инны Михайловны, воплощающей королеву разных возрастов: сначала в одной сцене, потом в другой и третьей. И везде она разная: такая, какая требуется по возрасту. После того, как один из первых спектаклей по техническим причинам был задержан на 40 минут, и, наконец, начался, Инна Михайловна сыграла так, что зрители аплодировали ей стоя 20 минут. Потому что она показала тот уровень актерского мастерства, который нынче почти не встретишь.   

Сейчас про многих говорят «гении». Но, во-первых, если поискать, то не найдешь того, кого можно поставить в один ряд с Инной Чуриковой. И, во-вторых, надо понять, что на самом деле есть незаменимые артисты. Можно, распределив роли, поставить актеров в разные составы. При этом спектакль кардинально не проиграет от того, что какую-то роль сыграет не этот, а другой артист. Но на месте Инны Чуриковой невозможно представить себе другую актрису.  

 

 

 

 

 

В игре Инны Михайловны столько проявляется самоиронии и чувства юмора, которыми изобилует образ Елизаветы II 

 

Потому что Елизавета II всегда обладала чувством юмора английской леди.  По-моему, эти качества присущи и Инне Чуриковой, нашей российской леди. С одной стороны, у нее наивный и доверчивый взгляд на мир; с другой, - невероятно мудрый, даже лукавый, все понимающий и осознанный. Она любит людей. Инна Михайловна - человек невероятного позитива и обаяния. У нее не было уныния даже в те моменты, когда в начале 60-х годов ее карьера не особо складывалась. И на курсе Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, где она училась, точно не знали, что с этой принцессой делать. Кстати, когда она поступала на курс профессора Вениамина Ивановича Цыганкова, то он, задумавшись, сказал: «Девочка странная, она или гений, или дура, но я возьму ее». Да и впоследствии не понимали, что она будет играть с такой необычной индивидуальностью. Но она не падала духом, выступая в Московском театре юного зрителя (ТЮЗ): сначала в массовках, потом изображая домашних и хищных животных, в том числе лису, свинью из сказки Сергея Михалкова "Трусохвостик". И даже Бабу Ягу! Она сознавала, что, занимаясь любимой профессией, надо выходить к зрителю и нести ему то, что у тебя есть.   

Слава тебе, Господи, что через три года работы в ТЮЗе она встретила Глеба Анатольевича Панфилова, который пригласил ее сняться в роли Тани Теткиной в картине «В огне брода нет» (1967),  благодаря которой в дальнейшем состоялась и ее театральная карьера. Здесь воедино слилось все: киномир открыл Инну Чурикову, а, благодаря ему, ее узнал театральный мир, и всем стало понятно, что появилось необыкновенное явление в искусстве. 

До этого она снималась у крупных режиссеров, но в небольших эпизодах. Например, у Василия Ордынского в фильме «Тучи над Борском» (1960),  Георгия Данелия в картине «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году этот режиссер, уже прогремевший картиной «Сережа» (1960), которую он снимал вместе с Игорем Таланкиным, снова берет ее в свою картину «Тридцать три».  

Правда, перед этим Инна Чурикова создала незабываемый образ Марфушки в фильме Александра Роу «Морозко» (1964). Недавно поклонники актрисы рассказали, что, когда они пришли взять у нее автограф, то принесли ей огромную фотографию – портрет Инны Михайловны в образе Марфуши. Рядом с ней стоял ее супруг Глеб Анатольевич Панфилов, который иронично заметил: «Я увидел тебя такой на экране и влюбился на всю жизнь». В то время, наверно, казалось, какой странный вкус у подающего надежды молодого режиссера. А сейчас понятно, что никакой другой женщины представить рядом с ним просто невозможно.  

 

Некоторые отмечают, что Инна Михайловна создала слишком мягкий образ  английской королевы… 

 

= Если почитать пьесу британского драматурга Питера Моргана, то он представляет Елизавету II, как положительный персонаж. При этом он дает добро на постановку своей пьесы в России только потому, что королеву будет играть Чурикова. Благодаря замечательному переводчику и радиоведущему Юрию Голигорскому, который много лет работает в Лондоне  и не понаслышке знает жизнь королевы, сделан качественный перевод пьесы. А затем Глебу Панфилову и Питеру Моргану удалось ввести в пьесу русскую тему, адаптировав ее для российского зрителя.  

Инна Михайловна любит свою королеву и действительно делает этот персонаж мягким. Поэтому в «Аудиенции» Елизавета II, в первую очередь, представлена как человек, а потом уже как политический деятель. Ведь этот спектакль  не о политике, а о женщине. Она простой и обыкновенный человек и в то же время человек, который ежедневно отдает свой  каждый вздох служению народу Великобритании.   

Пьеса - это художественное произведение, которое до конца не показывает вероятную правду. Даже, если посмотреть отдельные фильмы-биографии, там можно обнаружить невероятное количество вымысла. Потому что любую историю надо рассказывать так, чтобы зрителю было максимально интересно наблюдать за ней. Поэтому образ Елизаветы II представлен на сцене таким, каким он может быть не только понятен и приятен зрителю, но и чтобы ему хотелось лицезреть его до конца.  

 

 

 

 

А какой разной в образе королевы предстает Инна Михайловна с премьер-министрами, которые каждый вторник, примерно в 18:30,  приходили на аудиенцию к Елизавете II в Букингемский дворец…  

 

= Вы много видели людей, которые ведут себя одинаково с каждым? Есть разного рода «пристройки» к каждому человеку. Ее героиня говорит «дружелюбие», но «не дружба». Она не приближает к себе никого, кроме членов семьи. В ней с детства были заложены такие моральные принципы, которые ею соблюдаются на протяжении всей ее жизни. И она - честный человек и интеллигентная женщина. Нравился ей кто-то или нет, она держит со всеми дистанцию… 

За шесть с лишним десятков лет Елизавета II познакомилась с 12 премьер-министрами. В спектакле превосходно были представлены ее встречи и беседы с такими премьер-министрами, как Уинстон Черчилль (Михаил Горевой), Маргарет Тэтчер (Галина Тюнина, Вера Воронкова), Джон Мейджор (Анатолий Лобоцкий, Сергей Пиотровский), Дэвид Кэмерон (Олег Масленников-Войтов, Игорь Коняхин), Гарольд Уилсон (Сергей Колесников, Сергей Пинегин), Энтони Иден, Гарольд Макмиллан (Андрей Харитонов). При этом, что интересно, каждого премьер-министра зрителям очень деликатно и остроумно представляет королевский Конюший (Владимир Еремин). 

В целом в «Аудиенции» каждый персонаж качественно проработан и представляет собой нечто максимально достойное. Нельзя не признать, что в спектакле переводчик пьесы Юрий Голигорский сохранил иронию и юмор драматурга Питера Моргана, на что живо реагирует и откликается зрительный зал.  

 

А что в данном случае можно сказать о тандеме Инны Чуриковой и Глеба Панфилова? 

 

= Это не просто тандем, так как вся семья Панфиловых-Чуриковой участвовала в создании спектакля. В том числе, и сын Иван, который является продюсером постановки. А  еще другие члены семьи - три очаровательных создания – рыжеволосые, коротконогие овчарки, породы вельш-корги, которых с детства так любила Елизавета II  и которые великолепно исполняли свои роли, появляясь на сцене.   

Глеб Анатольевич - потрясающий режиссер, у которого жена, Инна Михайловна, снималась почти во всех его картинах, исполняя в них центральные роли. Это, конечно, похоже на творческий союз Федерико Феллини и Джульетты Мазииы, с которыми сравнивают эту пару. Но Феллини снимал Мазину в семи своих фильмах: "Огни варьете" (1951), "Белый шейх" (1952), оскароносной «Дороге» (1954), в «Мошенниках» (1955), «Ночи Кабирии» (1957), «Джульетта и духи» (1965). И через 21 год в «Джинджер и Фред» (1986). После этого было еще много картин режиссера, в которых Мазина не снималась.  

 Кинематограф Глеба Панфилова – это мировое кино. Участвуя в международных фестивалях, его фильмы побеждали. Так, В 1969 году фильм «В огне брода нет» удостоился главного приза «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно, а Инне Чуриковой преподнесли тогда ее первую награду - камею. На 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил «Серебряного льва св. Марка», а Инна Чурикова — «Золотого льва св. Марка» за фильм «Начало» (1970). На Берлинском международном кинофестивале, например, с успехом прошла его картина «Тема» (1979), где Чурикова сыграла запоминающуюся роль. Из-за цензуры авторский вариант фильма был выпущен только в 1986 году, поэтому главный приз - «Золотого медведя»  Берлинского международного кинофестиваля он получил только в 1987 году. 

Все  его творчество, как в кино, так и в театре, сосредоточено вокруг одной актрисы. Он настолько тонко чувствует свою жену, как актрису, верит и доверяет ей, что сделал с ней потрясающую галерею образов. При этом она снималась не только у него. Но все те работы, которые она делала вместе с мужем, они настолько неповторимы, что, дай Бог, вообще, чтобы кому-то так повезло, чтобы в одной семье были такой режиссер и такая артистка. Боюсь, что это невозможно.  

Инна Михайловна сегодня находится в прекрасной творческой форме, и можно надеяться, что она еще не раз и не два сможет удивить зрителей, потому что такого класса артистка с каждой новой ролью поражает все больше и больше.   

 

 

            Алла Буловинова 

На снимках: Инна Чурикова и Глеб Панфилов 

Фото Ильи Золкина 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники