Эпоха династии Мин в Музеях Московского Кремля.
Таким количеством телевизионных камер и фотокорреспондентов Кремль вряд ли удивишь. Но на пресс-показ выставки «Династия Мин: сияние учености» в Музеях Московского Кремля собралось действительно очень много представителей СМИ. Гостеприимные хозяева хлебосольно встретили журналистов, теле и фотокорреспондентов, предложив чаепитие с кулинарными лакомствами.
Выставку из собрания Шанхайского музея, посвященную искусству эпохи династии Мин (1368–1644) представили: Елена Юрьевна Гагарина - Генеральный директор Музеев Московского Кремля, Ирина Витальевна Горбатова – Куратор выставки, заведующая сектором русского художественного металла 18-20 веков Музеев Московского Кремля, Екатерина Элисбаровна Караваева – Директор департамента международной и выставочной деятельности, Господин Чжу Чэн – Вице-директор Управляющего комитета Шанхайского музея, Господин Пэн Тао – Куратор отдела керамики Шанхайского музея, Госпожа Лян Вэй - Куратор отдела культурного обмена Шанхаского музея.
«Выставка продолжает традицию сотрудничества Музеев Московского Кремля с Шанхайским музеем, которая началось в 2012 году с показа в Шанхае коллекции Фаберже. Затем, в 2015 году, мы представляли проект «Оружейная сокровищница русских самодержцев», который за три месяца посетило 642 948 человек – это огромная цифра даже для Китая. И вот в Москве открывается ответная выставка, посвященная культуре династии Мин – важнейшему периоду в истории Китая. Все вещи, которые увидят гости музея, впервые будут показаны в России и позволят познакомиться с самими разными направлениями искусства, почувствовать очарование времени», - отметила Елена Гагарина, Генеральный директор Музеев Московского Кремля на пресс-показе.
А затем участники пресс-показа разделились между представителями СМИ и провели по залам выставки, рассказывая о ней и отвечая на вопросы журналистов.
Специалисты называют этот период в истории Китая «культурой интеллектуалов», так как увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов становится настоящим культом. Именно этот комплекс знаний и интересов в Китае обозначается понятием «ученость».
Не только представители аристократического сословия, но и художники самых разных направлений являлись людьми высокообразованными, знатоками и тонкими интерпретаторами искусства более ранних периодов. Источником вдохновения для них служили, прежде всего, произведения мастеров династий Тан (618–907 гг.) и Сун (960–1279 гг.), которые всегда воспринимались как вершина утонченности и изысканного стиля. Прекрасные образцы, которые окажались в выставочных залах Музеев Кремля, позволят зрителю показать практически все аспекты, которыми славится культура эпохи Мин: великолепный фарфор, живопись, резьба по камню, мебель.
Шанхайский музей является обладателем уникальной коллекции мебели династии Мин. На экспозиции посетители увидят уголок «кабинета интеллектуала», в котором будут представлены разнообразные предметы убранства интерьера – кресло, столики для каллиграфии и для курильницы, этажерка для хранения книг и свитков, отличающиеся красивыми линиями, благородной и качественной резьбой по дереву. Помимо мебели, здесь будут показаны и предметы, которые в Китае называют «сокровищами кабинета» — изысканные тушечницы и сосуды для разведения туши, подставки под кисти и многое другое.
Интеллектуалы династии Мин были увлеченными ценителями и коллекционерами произведений искусства. Они старались окружать себя старинными вещами или изделиями, выполненными под влиянием милой древности. Художники успешно переосмысляли старые формы и декор в бронзе и нефрите. В то же время, появляются новые техники — резной лак и перегородчатая эмаль. Экспозиция будет включать изделия, которые являлись не только украшениями интерьера или одежды, но и объектом собирательства.
Несомненно, «визитной карточкой» династии Мин являлся фарфор. Он по праву считается вершиной в производстве «белого золота» и высоко ценится специалистами и поклонниками фарфорового искусства. Именно в это время мастерами разрабатываются великолепные цветные глазури, и создается технология надглазурной росписи. Гости выставки смогут полюбоваться изысканным фарфором, демонстрирующим практически все достижения мастеров-керамистов этого периода.
Живопись династии Мин отличается не только особой виртуозной изысканностью, но и реформаторским духом. Посетители познакомятся с двумя живописными свитками, принадлежащими кисти выдающихся художников своего времени. «Снежный пейзаж» художника Вэнь Божэня представляет традиционный стиль живописи, в то время как в работе Сюй Вэя, одного из величайших живописцев эпохи Мин, «Пион, листья банана и камни», чувствуется бунтарский дух автора и почти авангардный подход к типичному сюжету.
Отдельная часть экспозиции посвящена археологическим памятникам — редчайшим ювелирным изделиям и уникальному набору фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы родственников императорской династии.
Цель выставки — знакомство российского зрителя с настоящим культурным феноменом, с глубоким и разносторонним интеллектуальным миром образованного человека в императорском Китае на примере великолепных экспонатов одного из лучших музеев этой страны — Шанхайского музея.
Сабадаш Владимир по материалам пресс-службы из Музеев Московского Кремля.
Фотокорреспондент на пресс-показе Владимир Голиков.
Окультурить друзей: