Новый художественный руководитель МХТ представлен труппе

Опубликовано 04.05.2018 в разделе В театр! | Москва

 

 23 апреля в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова на сборе труппы с участием ведущих театральных критиков и журналистов Министр культуры РФ Владимир Мединский официально представил назначенного еще 23 марта с.г. нового художественного руководителя театра вместо ушедшего из жизни народного артиста СССР Олега Табакова. Им стал театральный режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры драмы ГИТИСа, художественный руководитель мастерской, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, основатель и художественный руководитель «Студии театрального искусства», профессор Сергей Женовач 


   = Несмотря на то, что труппа театра встретила Сергея Васильевича тепло,  - как заметил в приватной беседе театральный обозреватель  Илья Золкин, - но не все еще понимают, что ждать от режиссера, который никогда не возглавлял столь большой коллектив. Хотя с 1991 года Сергей Васильевич работал в театре на Малой Бронной в качестве постановщика, а с 1996 по1998 гг. был его главным режиссером и ставил там замечательные спектакли. И в Малом театре в какой-то момент он слыл одним из фаворитов Юрия Соломина. Спектакли «Горе от ума», «Правда хорошо, а счастье лучше», поставленные Женовачом соответственно в 2000 и 2002 гг. до сих пор собирают аншлаги. Как и «Мнимый больной», поставленный им в 2005 году и получивший в 2007-м «Золотую маску» в номинации «За лучший спектакль большой формы».  

 

Правда, лучше всего у Сергея Васильевича получилось, когда он создал свое уникальное детище - «Студию театрального искусства» (СТИ), где в его команде оказались художник Александр Боровский и композитор Григорий Гоберник.  

 

Практика показывает, что в МХТ имени А.П. Чехова Женовач поставил один спектакль «Белая гвардия» в 2004 году. И это тогда, когда Табаков, будучи художественным руководителем театра, приглашал к себе лучших из лучших режиссеров со стороны. В том спектакле замечательно играли Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Миронов, Наталья Рогожкина и Александр Семчев, незабываемо сыгравший роль Лариосика. Этот спектакль шел в репертуаре театра около 10 лет, но потом его сняли, потому что пошли вводы, многим артистам не хотелось играть и т.п. Так что у Женовача есть только один опыт работы в МХТ. Но это тот опыт, когда режиссер приходит в театр на два месяца ставить спектакль и не знает основательно огромной труппы. Одно дело – работать над одним спектаклем в театре, другое – руководить им. 

 

 

В то же время, сам Олег Павлович Табаков положительно отзывался о Женоваче. В частности, спектакль «Владимир третьей степени» - сцены из неоконченной комедии Н.В. Гоголя, поставленный им в 1991 году во время преподавания в ГИТИСе на кафедре режиссуры в мастерской профессора Петра Фоменко, он всегда приводил в пример, как одно из самых сильных своих театральных впечатлений.  

 

Кстати, почему, например, ни Константин Богомолов, ни Юрий Бутусов не стали во главе  МХТ? Наверно, потому, что Бутусов не доказал, что может руководить большим коллективом: с одной частью коллектива он умеет работать, а с другой не думает находить общий язык, А Богомолов, зацикленный на себе, на своем творчестве и на своей команде, тем более.  

 

А в труппе МХТ вместе с приглашенными артистами, которые еще и по пять спектаклей играют, наберется более 100 человек. И со всеми нужно находить общий язык. Труппа разобщена и не разобщена одновременно. Это не тот единый коллектив, который сложился у Сергея Васильевича в СТИ, где все артисты - его выпускники, где все друг друга знают и, что называется, притерлись друг к другу. И как он справится с большим коллективом, с возможным давлением на него со стороны прессы и всей театральной общественности, которые будут постоянно от него чего-то ждать и чего-то немедленно требовать, неизвестно.  

 

При этом Сергей Васильевич Женовач пока не объявил никакой программы. И, может быть, правильно сделал, потому что в работе МХТ находится несколько спектаклей, запущенных до него, и он все равно в этом сезоне сам ничего ставить не собирается, потому что до его окончания осталось три месяца. В конце месяца мая на большой сцене по пьесе Чехова выходят «Три сестры» Богомолова – это главная премьера сезона. Насколько дальше этот именитый режиссер впишется в эстетику Художественного театра, которую будет проповедовать Сергей Васильевич Женовач, никто не знает. 

 

 

Следующий сезон, 2018-2019 гг., станет историческим для Художественного театра. Хотя, несомненно, нужно время и даже ни один сезон, чтобы Сергей Женовач мог проявить себя на посту художественного руководителя прославленного театра. И главное, чтобы он справился с тем тотальным прессингом, который может на него давить.  

 

Сейчас Сергей Васильевич начнет изучать репертуар театра. Это долгая и кропотливая работа. Почему? Потому что репертуар огромный, три сцены, часть спектаклей вообще не идет, или идет раз в два или три месяца. Есть спектакли, которые показывают один раз в сезон, и он их так просто не увидит. И ему надо будет принимать решения, нужны ли они, как работают те или иные артисты и т.д., и т.п.  

 

Все привыкли, что МХТ - это первый театр страны. Кто-то с этим спорит, кто-то нет. Это и не важно. Важно то, что предстоит огромная серьезная работа. И никто не знает, готов ли к ней или нет сформировавшийся художник; получится у него это или не получится. Пока ответ висит в воздухе. Но тем интереснее жить и интереснее ходить в этот театр и воочию видеть, какую художественную линию проповедует главный режиссер и насколько он вообще в состоянии на своих плечах держать такую махину, как нынешний  МХТ. Поживем -  увидим.  

 

 

                                 Алла Буловинова 

 

На снимках: Сергей Женовач на сборе труппы МХТ имени А.П. Чехова

 

Фото Ильи Золкина 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники