Илья Золкин: «Сергей Юрский - он себе и режиссер, и актер, и… драматург»

Опубликовано 07.05.2018 в разделе В театр! | Москва


В Государственном академическом театре имени Моссовета 18 апреля 2018 года состоялась премьера спектакля «Reception», поставленного по пьесе знаменитого российского драматурга Игоря Вацетиса (15 апреля прошел предпремьерный показ!). Для тех, кто не знает, Игорь Вацетис – это псевдоним великого русского артиста Сергея Юрьевича Юрского. Уже более 20 лет он пишет свои пьесы и другие произведения, основанные на знаменитом театре абсурда. Он - прямой последователь французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско (1909-1994) и ирландского писателя и драматурга Сэмюэла Беккета (1906-1989) – авторов-абсурдистов XX века.  

 

В новой абсурдистской постановке Сергея Юрского представлена локальная ситуация, неожиданно сложившаяся в небольшом частном четырехзвездочном отеле, который оказался в эпицентре распространения загадочной инфекции, которая обретает в спектакле вселенские размеры, придавая гротескную картину окружающему миру. В нем органично сочетаются аллегория и эксцентрика, юмор и драматизм, напряженность сюжета и изысканная легкость его воплощения, особенно в конце. Герои спектакля – самобытные характеры, представляющие различные социальные слои нашего общества. Но главный среди них – мало говорящая, наблюдающая за всем происходящим яркая и таинственная фигура Романа Плоткина, роль которого исполняет сам постановщик, народный артист РСФСР Сергей Юрский. 

 

В связи с этим театральный обозреватель Илья Золкин поделился своими мыслями об особенностях драматургии Сергея Юрского и  его новом спектакле-абсурде «Reception», который он воочию посмотрел на большой сцене Театра имени Моссовета.  

 

 

- Еще в середине XX века Сергей Юрьевич увлекся драматургией абсурда. Тогда она была совершенно никому неизвестна в Советском Союзе и в России. Но он ее нашел, прочитал и влюбился в нее на всю жизнь. При этом он много играл в спектаклях по пьесам этих авторов. Можно вспомнить, например, поставленный им в 2009 году телевизионный фильм-спектакль «По поводу Лысой певицы», где он с Натальей Теняковой и Владимиром Качаном играл короткую и странную пьесу "Лысая певица" Э.Ионеско. А также  спектакль-трагифарс, поставленный Юрским по пьесе этого автора «Стулья», в котором Юрский выступал на сцене театра «Школа современной пьесы» также вместе с Натальей Теняковой, получившей "Золотую маску" за "Лучшую женскую роль" в 1995 году. Поэтому небезынтересно, что, когда в конце 90-х он начал писать свои пьесы, то сам же стал их ставить. 

 

Сергей Юрьевич, придя в театр имени Моссовета в 1978 году, всегда в нем был авторитетным человеком, потому что уже тогда являлся большим, профессионально сформировавшимся артистом, настоящей звездой театральной сцены. Правда, в ту пору в нашей стране звездой никого не называли; так называли актеров на Западе, в Голливуде. А у нас они просто были любимцами публики.  

 

В середине 90-х, когда в 1995 году Павел Хомский поставил с Сергеем  Юрьевичем спектакль «Фома Опискин» по повести Федора Михайловича Достоевского  «Село Степанчиково и его обитатели», он незабываемо сыграл Фому Опискина, 
человека, который, по его собственным словам, "останется в столетии". Этот спектакль на аншлагах шел в репертуаре театра имени Моссовета 22 года. Юрский блистал, но, честно говоря, то ли какая-то его усталость от хорошей драматургии, то ли ему надоело что-то разыгрывать, он вдруг стал играть на театре то, что сам писал. И получилось так,  что он себе и актер, он себе и режиссер, он себе и драматург. 

 

 

 

На самом деле это многих насторожило, потому что широкий зритель все равно идет на актера Юрского. А что это значит? Театр имени Моссовета – огромный, в большом зале почти 900 мест. Зритель, зная Сергея Юрьевича по роли Остапа Бендера в «Золотом теленке» (1968), а также по роли Груздева в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979), и еще помнит его дядю Митю из картины «Любовь и голуби» (1984), приходит в театр и не понимает происходящее на сцене. Потому что там происходят какие-то странные бессюжетные вещи.  

 

И сейчас на самом деле в «Reception» Юрский представляет зрителю свой очередной эксперимент со своей командой актеров-исполнителей, сложившейся благодаря предыдущим двум спектаклям, поставленным им самим в театре имени Моссовета по его же пьесам. Говорят они с ним или нет на одном языке? Не знаю, но они близки ему по духу. И он с ними смело делает третий спектакль. Первый был «Предбанник» (путаница в 2-х действиях) Игоря Вацетиса поставленный, в середине двух тысячных годов. Потом вышел его же «Полонез, или Вечер абсурда» (реалистическая фантасмагория в 2-х актах). 

 «Предбанник» с неизменным успехом уже 13 лет идет с аншлагами. Но это аншлаги другого уровня.

Когда на чердаке театра – на сцене «Под крышей», у которой всего несколько рядов и в спектакле заявлены мега-звезды Александр Филиппенко, Сергей Юрский и Александр Яцко, понятно, что зал заполнится сразу.  

 

Конечно, возникает вопрос, что, собственно, зрителям показали? С одной стороны, одна их половина ничего не понимает, другая заявляет, зачем нам этот абсурд; у нас в жизни его хватает, мы не понимаем, о чем идет речь. А, с другой стороны, сам Юрский  говорит: «У нас в жизни полно абсурда, так зачем же нам от этого бежать? То, что в жизни, давайте без прикрас показывать на сцене». И это тоже правда: насколько абсурдна наша жизнь, настолько материал Сергея Юрьевича сегодня становится в общем актуальным.  

 

В то же время, можно говорить о качестве материала. Действительно ли Юрский  драматург так превосходит Юрского артиста и Юрского режиссера? Он сам по себе, несомненно, особое явление в русской культуре. На самом деле в нем все оказывается неотделимо: он - русский актер и русский режиссер; его надо воспринимать как единое целое.  

 

 

Но одно дело, когда в зале пять рядов и небольшая сцена «Под крышей», на которой играются спектакли «Полонез, или Вечер абсурда» и «Предбанник». Другое дело, выходить на тысячную сцену театра имени Моссовета со своей новой пьесой-абсурдом. Это определенный риск, с которым, надо заметить, Юрский и справляется, и нет. Потому что он себе не изменяет, делая то же самое со своей привычной командой. В ней Юрий Беркун, который давно не выходил в новых ролях в театре им. Моссовета. Это Людмила Свитова, Анна Гарнова. Правда, в нее добавилась Елена Валюшкина – звезда  нынешних сериалов и кино, получившая новый виток в карьере после выхода на экраны фильма Жоры Крыжовникова «Горько» (2013), где она сыграла маму главной героини Юлии Александровой. Но до этого Елена Валюшкина прославилась в роли Марии Ивановны/нимфы в художественном телефильме Марка Захарова «Формула любви» (1984). Так что  с кино у нее почти 30 лет ничего не складывалось. Но в театре Моссовета она всегда была на хорошем счету. Хотя в последние годы она вообще не выходила на основную сцену театра. И, наконец, Юрский ее увлек материалом. И она снова на большой сцене. 

 

 

 

Но ведь это не антреприза. Зрители идут на Юрского, на Валюшкину, а в итоге получают довольно странный, сомнительный и сложный текст. Слово сомнительный - уберу, потому что оно неправильное; это значит, я подвергаю сомнению драматургию Юрского. Ее, не подвергая сомнению, надо сначала хорошо прочитать, может быть, не один раз и понять. И только потом идти на спектакль. Но может ли каждый из этой тысячи зрителей, которые несколько раз будут собираться в зале театра имени Моссовета, перед просмотром спектакля читать пьесу Юрского, да еще не один раз? Вот это вопрос, на который сегодня очевиден ответ: конечно же, нет. Потому что большая сцена подразумевает некую случайность посещения. Недаром сегодня Александр Анатольевич Ширвиндт в соседнем театре «Сатиры» снимает с репертуара театра спектакль - трагикомедию Жана Ануя «Орнифль» и объясняет это тем, что «за 15 лет ушла театральная публика; она уже не приходит». Интервьюеры его спрашивают: а кто же тогда приходит? А он отвечает: «Вы знаете, я не хочу играть для этой публики: это командировочные или случайные люди, шли мимо, купили билеты на Ширвиндта, Васильеву. Я не хочу для них играть».  

 

Но, извините, на Юрского до сих пор театральная публика берет билеты. Потом она может писать в книгу жалоб и предложений, «что нам показали не то, потому что мы хотели увидеть что-то другое. Мы хотели увидеть комедию, другой сюжет». Как-то так... Поэтому Юрский и сегодня на самом деле, что называется, «вызывает огонь на себя». Смотрите сами… 

 

 

          Алла Буловинова

 

           На снимках: фото из спектакля "Reception"

 

Фото Елены Лапиной и Ильи Золкина


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники