Опера П.И. Чайковского «Мазепа» в Клину.

Опубликовано 13.06.2018 в разделе Мир Музыки | Москва

 

Старинный русский город Клин принимал уже четвертый международный фестиваль Чайковского. Гостеприимные горожане и работники Дома-музея П.И. Чайковского радушно встречали гостей и участников фестиваля, носящего имя  великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. 


Завершающим аккордом многодневного музыкального события стал показ московским театром «Геликон-опера» на Большой сцене в парке Дома-музея П.И. Чайковского оперы «Мазепа». 

 

В приветственном слове перед практически полностью заполненным залом  художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман кратко и емко описал  и оперу Чайковского, и фестиваль его имени: 

 

«Мазепа» - одна из самых любимых опер Петра Ильича Чайковского, одно из сильнейших произведений в его творчестве. Это исповедальная опера, в центре которой человеческая трагедия. Международный фестиваль в Клину – центр притяжения культуры не только Московской области, он вошел в мировую карту. Я очень надеюсь, что он будет крепнуть. Видна поддержка губернатора, мы чувствуем, что с каждым годом фестиваль становится лучше». 

 

А затем восторженный зритель окунулся  в личную драму Марии с эпическими картинами Полтавской битвы, с историей заговора коварного гетмана,  с силой  и обаянием пушкинских стихов, с неповторимой  яркостью образов, созданных на сцене в Клину артистами «Геликона». «Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Остроконфликтная личная драма развертывается  на широком историческом фоне, а музыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципы лирико-психологической и исторической оперы. Рядом с интимными лирически окрашенными сценами возникают развитые хоровые и симфонические эпизоды, которые воссоздают бурное дыхание и драматизм действительных исторических событий. 

 

Великолепный оркестр московского театра « Геликон–опера» заставляет зрителей переживать яркие контрастные музыкальные эпизоды; одни, связанные с образом мстительного гетмана, вызывают представление о дикой, стремительной скачке, другие, светлые, лирически напевные, повествуют о его любви. Нежная девичья песня в народном духе «Какой-то властью непонятной» - исповедь Марии о тайной любви. Дуэт Марии и Андрея, насыщенный драматическими переживаниями, сменяется развернутой народной массовой сценой, в которой чередуются торжественная музыка выхода Мазепы, игровая песня и зажигательный гопак. А в сцене ссоры Мазепы и Кочубея уже слышатся тревожные нотки будущей трагедии. 

 

Задушевная печальная песнь, подхватываемая хором женщин,  вступает с началом второй картины. Две арии Кочубея «В былые дни, когда с Мазепой» и  «Нет, дерзкий хищник» - апогей оперы, ее перелом и путь к трагическому концу: страдания Кочубея против мстительности и злобы Мазепы. Драматизм  арии Кочубея «Что смерть? Давно желанный сон» выразительно передают благородство и внутреннюю силу человека, убежденного в своей правоте. В монологе Мазепы «Тиха украинская ночь» выражены его душевная смятенность и буйное властолюбие. Небольшие ариозо Марии, овеянные тоской и нежностью, трепетностью чувств, перемежаются с диалогами, венчается рассказом гетмана о заговоре «Давно замыслили мы дело». Вся гама чувств и яркость таланта  раскрываются в монологе Марии «О милый мой», а рассказ матери о предстоящей казни насыщен глубоким драматизмом. 

 

Заключительная картина, казнь, - одна из самых мрачных в опере. Массовая хоровая сцена, пронизанная нервным беспокойством -  трагический оттенок в заключительное действо. Грозный и торжественный, постепенно нарастающий марш противостоит скорбной молитве осужденных, которую подхватывает хор. Финал оперы открывается арией Андрея «Осиротел пустынный дом», обрисовывающий его мягкий, задушевный облик. Сцена последней встречи Мазепы и Марии исполнена подлинного трагизма; обрывки нежных любовных признаний сменяются острой, изломанной музыкой, передающей безумие Марии. Колыбельная Марии «Спи, младенец мой прекрасный», нежная, светлая и ласковая, завершает оперу. 

 

Эмоции бушевали не только на сцене, но и в зале после финальных аккордов. Несколько раз срывавшийся дождь не отпугнул клинчан и гостей фестиваля и заполненный зал овациями провожал артистов. На финальных поклонах было много цветов и гром аплодисментов, которые предназначались для  солистов театра «Геликон-опера»:  Алексею Исаеву (Мазепа), Ольге Щегловой (Мария), Игорю Морозову (Андрей), заслуженному артисту России Михаилу Гужову (Кочубей), заслуженной артистке России Ларисе Костюк (Любовь Кочубей), Георгию Екимову (Орлик), Виталию Фомину (Искра). Отдельного упоминания заслуживает великолепный  хор во главе с Евгением Ильиным, виртуозный оркестр и дирижер Валерий Кирьянов, который блестяще всеми руководил. 

 

«Все гости приехали, все ноты были сыграны, и сегодняшний грандиозный финал от наших самых дорогих партнеров — «Геликон-оперы», без которых невозможно было представить фестиваль. И я хочу попросить нашего дорогого Дмитрия Бертмана, чтобы на следующий год он придумал еще нечто более невероятное», - одновременно похвалила и пригласила на очередной фестиваль  советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева. 

 

Гости, участники и клинчане запомнят четвертый международный фестиваль Чайковского неподражаемой музыкой, великолепными ариями  и теплотой организаторов  и уже готовятся  встретиться  в следующем году. 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир из Клина. 

 

Фото - автора. 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники