Золкин И.Д.: «Судьбоносной для Рудольфа Фурманова стала встреча с Андреем Мироновым»
С 14 по 20 мая в Москве прошли третьи по счету большие гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова (первые состоялись в 2011 году, вторые в 2017-м). На сей раз, театр представил свои пять премьерных спектаклей на сцене Московского театра юного зрителя. В том числе: "Маленькие трагедии", поставленные заслуженным деятелем искусств России Владом Фурманом по одноактным пьесам А.С. Пушкина "Пир во время чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери" и "Скупой"; "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь..." Александра Амфитеатрова в постановке заслуженного артиста России, лауреата Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова "Фигаро" Евгения Баранова; спектакль "Воительница" Антона Яковлева, поставленный по произведению Н. Лескова. А также "Медея" Еврипида в постановке Влада Фурмана и "Соломенная шляпка" Эжена Лабиша, представляющая собой сценический вариант Вахтанговского театра от 1939 года вместе с изумительной музыкой Николая Шереметьева в постановке Вадима Милкова-Товстоногова, сына Георгия Товстногова.
Об особенностях театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, возглавляемого заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом России Рудольфом Фурмановым, и его нынешних гастролях, рассказывает театральный обозреватель сайта «Культура двух столиц» Илья Золкин.
- Илья Дмитриевич, в чем отличие театра «Русская антреприза» имени великого русского артиста Андрей Миронова от обычных антреприз?
= По названию «Русская антреприза», конечно, имеет отношение к антрепризе, но на самом деле у нее нет ничего общего с антрепризным движением в нашей стране. Потому что Рудольф Фурманов создал в какой-то степени свой уникальный театр. В нем соединились традиции русского регулярного репертуарного театра и контрактная модель антрепризы.
Рудольф Давыдович – театральный режиссёр, актёр и продюсер, литератор, антрепренер. Он многие годы организовывал концертные гастроли больших русских артистов, в том числе из Большого драматического театра, которым руководил Георгий Товстоногов, и Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр), который возглавлял Леонид Вивьен. Среди них были такие корифеи, как народные артисты СССР Николай Симонов и Василий Меркурьев.
Но в конце 60-х судьбоносной для него стала встреча с Андреем Мироновым (1941-1987). Это случилось после того, как в 1968 году с его участием на экраны вышел комедийный фильм «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая. Они так подружились, что Андрей Александрович даже позволял ему подыгрывать себе в некоторых сценах, дав возможность Рудольфу Давыдовичу реализовывать его актерские амбиции и мечты. Их дружба длилась 20 лет, вплоть до кончины знаменитого артиста.
Поскольку Рудольф Фурманов был вхож в дом Андрея Александровича и хорошо знаком с его мамой, Марией Мироновой, то у него появилась идея создать театр имени ее сына. И в 1988 году он создал его с нуля. В течение первых восьми лет «Русская антреприза» имени Андрея Миронова работала на разных сценических площадках петербургских театров и гастролировала по России и за рубежом. А в 1996-м получила постоянный адрес в знаменитом Доме с башнями на Петроградской стороне, где на открытии Мария Владимировна сама перерезала голубую ленточку…
Народный артист России Рудольф Фурманов
Сначала премьер выходило мало, но со временем их становилось все больше. Первые десять лет со дня открытия стационарной сцены театра у Рудольфа Фурманова в большинстве своем ставили два режиссера: его сын Влад Фурман и Юрий Цуркану, лауреат Национальной театральной премии имени Евгения Лебедева, лауреат премии «Онежская маска», в прошлом ученик Георгия Товстоногова, приехавший из Молдовы. В 2006 году, например, он поставил «Пучину» А.Н. Островского, а в 2009-м спектакль «Исхитрилась, или Плоды просвещения» Л.Н.Толстого. Среди режиссеров оказались также заслуженный артист России Евгений Баранов, ученик Игоря Владимирова, поставивший, в частности, в 2005 году «Нахлебника» по одноименной пьесе И.С. Тургенева. А также Антон Яковлев, сын знаменитого артиста Вахтанговского театра Юрия Яковлева, дебютной работой которого в «Русской антрепризе» имени Андрея Миронова в 2005 году стал спектакль «Малые супружеские преступления» французского драматурга Эрика-Эммануила Шмитта.
- Что вообще можно сказать о режиссерах театра, в том числе о Владе Фурмане?
= Отрадно, что в последние семь-восемь лет Влад Фурман, уйдя из-под влияния своего отца, начал формировать себя, как личность. Такие спектакли, как «Маленькие трагедии», поставленные к 180-летию гибели А. С. Пушкина, и трагедия «Медея», привезенные на гастроли в этом сезоне в Москву, являются квинтэссенцией того, что он стал делать свой театр. То есть, ему позволено делать то, что и как он видит, а не так, как видит его отец.
режиссер Влад Фурман
Когда несколько лет назад, в 2013 году, Рудольф Фурманов пригласил в свой театр на постановку «Мадам Бовари» Гюстава Флобера радикального украинского режиссера Андрея Жолдака, не терпящего никакого влияния со стороны, то не рассчитывал, что спектакль получится острым и продолжительным (в итоге его сократили с восьми до трех часов с половиной). В то время, как Рудольф Давыдович оказался в некотором шоке от сценической версии романа Андрея Жолдака, театральные критики признавали, что режиссер, благодаря своему спектаклю, сделал театр «Русская антреприза» интересным публике. Более того, после премьеры спектакль номинировали на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях: - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль». После этого, даже сын Владик как-то осмелел, и в театре стала появляться радикальная режиссура, а Рудольф Давыдович порадовался тому, что его театр заинтересовал критиков.
- Как Вам видится будущее театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова?
= Если Рудольф Фурманов победит в своем театре, как антрепренер, который приглашает на постановки таких режиссеров, как Андрей Жолдак и Константин Богомолов (планировалось, что к 100-летию Октябрьской революции он поставит «Бесов» Федора Достоевского), предоставляя им полную свободу, то у театра будет жизнь, и он будет вызывать большой интерес со стороны общественности. И о театре не только заговорят, о нем еще больше узнают, и, прежде всего, журналисты...
Что касается театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, то за 22 года (с 1996 года!) на его сцену в разных ролях выходили и выходят многие выдающиеся отечественные артисты. Среди них: Евгений Лебедев, Николай Трофимов, Татьяна Пилецкая, Эрнст Романов, Сергей Русскин, Татьяна Ткач, Юрий Лазарев, недавно ушедший из жизни Леонид Неведомский, великолепно игравший Захара в «Обломове» и Жана Вальжана в «Отверженных» по роману Виктора Гюго. На самом деле и другие замечательные артисты получили кров в стенах Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, И эта традиция, в общем, продолжается: просто одни сменяют других. Сегодня на его сцену выходят и Петр Семак (главная роль в «Медее») и Алексей Морозов (главная роль в спектакле «Маленькие трагедии»), работавшие до этого в Санкт-Петербургском Малом драматическом театре – театре Европы у великого русского театрального режиссера Льва Додина.
актер Алексей Морозов
Народный артист России Петр Семак
Другой вопрос, в постановках какого уровня они все принимают участие, то есть, какая режиссура, кто ставит, какая у режиссеров концепции. Все это, конечно, нельзя упускать из виду.
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: