Илья Золкин: «В идеале мне бы хотелось освещать в эфире насущные театральные проблемы и решать их вместе со зрителем»
В период начавшейся пандемии, находясь в Санкт-Петербурге, театральный обозреватель Илья Золкин окунулся с головой в свой авторский видеопроект, посвященный театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, дав ему название - «Снимаю шляпу». И стал выкладывать в YouTube один за другим ролики. Всего их получилось 19. В них он раскрывал откровенно видимые ему насущные проблемы театров, в которых он бывал, акцентируя свое внимание на достижениях и недостатках. И это потому, что о театре он знает не понаслышке, поскольку интересуется им с детства. Поэтому со всей своей скрупулезностью разбирал постановки, которые видел не один раз, оценивая работу тех или иных режиссеров, отмечая при этом игру актеров, которых он всех до одного называет лицедеями.
Окончив Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества (актерский курс заслуженного артиста России Бориса Смолкина) и получив высшее образование актера театра и кино, ему повезло проявить себя и свои актерские навыки в Москве в Культурном центре В.Я. Вульфа, куда его приглашали несколько раз, чтобы он организовал несколько мероприятий с участием приглашенных им самим известных актеров и режиссеров разных театров, в том числе театра имени Вл. Маяковского, театра имени Моссовета, МХТ имени А.П. Чехова, МХАТ имени М. Горького и др.
Среди тех, кто отзывался на его приглашения был, например, народный артист России Авангард Леонтьев из МХТ имени А.П. Чехова, профессор, руководитель трёх выпусков актёрского курса Школы-студии МХАТ с 1989 по 2001 годы. А также народный артист России, режиссер Александр Житинкин, выпускник режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукин; заслуженные артисты России Надежда Бутырцева, окончившая Школу-студию МХАТ, Людмила Иванилова, Сергей Рубеко и Любовь Руденко, в разные годы окончившие ГИТИС (курс Андрея Гончарова), народный артист России Михаил Филиппов. Это ведущие актеры театра имени Вл. Маяковского.
Но сегодня Илья Золкин многим известен как фотопортретист. И это не случайно, так как он реализовал три персональных фотовыставки под названием «Актеры и образы». Первая из них состоялась в 2019 году в поликлиническом отделении больницы братьев Бахрушиных, что на Стромынке, где на открытие собрался почти весь медперсонал во главе с главным врачом. А через год, 20 марта 2020 года, под этим же названием была подготовлена вторая, уже более масштабная фотовыставка, в филиале Бахрушинского музея, что на Малой Ордынке, 9 - Театральной галерее Дома Островского.
Несмотря на то, что ее открытие совпало с началом пандемии, она собрала достаточное количество зрителей, среди которых были актеры ведущих театров Москвы и представители разных СМИ, а также друзья и коллеги, которые пришли посмотреть фотовыставку перед закрытием музея.
Но мало кто знает, что 29-летний Илья Золкин прекрасный театральный рассказчик. В статьях-интервью он с удовольствием и со знанием дела рассказывал о репертуарном театре, его неповторимых режиссерах и актерах, в том числе об Андрее Гончарове, Инне Чуриковой и т.д. Достаточно посмотреть на заголовки, чтобы понять актуальность тем и его профессиональный взгляд на театр. Например, Илья Золкин: "Театр: Вчера, сегодня, завтра", - http://russcult.ru/article.php?id=2357. Или: ИЛЬЯ ЗОЛКИН: «ТЕАТР - ЭТО НЕ МУЗЕЙ, КАК БЫ ХОРОШО НЕ БЫЛ ВОССТАНОВЛЕН СПЕКТАКЛЬ» http://russcult.ru/article.php?id=2983. Опубликовано 26.03.2021 в разделе В театр! | Москва. И т.д.;
Некоторые, услышав вживую его рассказы о театре, даже называют его вторым Виталием Вульфом. Его феноменальность заключается в том, что он знает и помнит всех артистов поименно, с которыми соприкасался или которых видел на сцене театра и в кино.
И вдруг нежданно-негаданно для него самого он начал вести рубрику «До встречи в театре» в рамках программы «Полезное утро» на Санкт-Петербургском телевизионном канале 78, которая стала своеобразным продолжением проекта «Снимаю шляпу».
- Илья Дмитриевич, что за формат вашей передачи?
= Формат этой программы резко отличается от свободного формата программы «Снимаю шляпу». Он ограничен хронометражем телевидения. Но зато в ней ведется серьезный и честный разговор о состоянии современного русского репертуарного театра. Хотя одной из больших проблем является то, что современное российское телевидение. смотрят, в лучшем случае, люди, которым 40+. Молодежь, к сожалению, сегодня отошла от телеэкранов, что является глобальной проблемой. Правда, если в прежние времена альтернатив у зрителя не было, и он смотрел все, что ему давали. то сегодня среди многих телеканалов можно что-то выбрать по индивидуальному вкусу.
Да, и появление альтернатив смущает многих. Зрители открыто говорят, зачем телевидение, если есть, например, You Tube. Правда, у ряда граждан, даже при падении медийной популярности телевидения, все равно в подсознании остается уважение к нему.
Поэтому старый телевизионный формат, в котором идет моя программа, для меня лично мил, несмотря на предупреждение о том, что сказать в его рамках о театре то, что захочешь, все равно не дадут.
Поскольку здесь надо соблюдать рекламные рамки, за которые нельзя выходить, в том числе из соображений короткого хронометража. Когда я пытался чуть-чуть направить свое повествование в сторону рассмотрения каких-то конфликтных ситуаций, то мне давали понять, что в эфир это не пойдет. В итоге получается, что на местном телевидении надо лишь говорить о том: как все спектакли в России хороши, все актеры замечательны, художественные руководители - гении, а режиссеры просто все восхитительны, что других не бывает. А мне-то в идеале хочется раскрывать в эфире театральные проблемы и каким-то образом пытаться решать их вместе со зрителем.
- А что для Вас участие в рубрике "До встречи в театре"?
= Если откровенно, для меня это - некая «проба пера» в рамках телевизионного эфира, что стало возможно благодаря одной известной петербургской актрисе, которая поспособствовала тому, чтобы я рассказывал зрителям о том, как хорошо в русском петербургском театре живется, бегите, что называется, и смотрите.
И как бы был не удачен тот или иной спектакль, все равно это не означает, что театральный человек или обычный зритель не должен его увидеть своими глазами. А телевизионная программа "До встречи в театре", выполняя свою благородную миссию, подталкивает потенциального зрителя купить билет и пойти в театр посмотреть тот или иной спектакль. Поэтому программа и называется «До встречи в театре».
При этом я считаю, что театр - один из удивительных видов искусств в России, который, действительно, в разных жанровых постановках сеет великое, разумное, доброе и вечное практически для каждого зрителя, даже иногда не понимающего, что происходит на сцене. К тому же театр обладает некоей врачевательной силой. Поэтому хочется сказать всем и каждому "До встречи в театре".
- Каким спектаклям были посвящены телевизионные передачи в рубрике «До встречи в театре»?
= Отрадно, что уже вышло в общей сложности более 15 роликов, которые посвящены спектаклям, в том числе премьерным, в ведущих театрах Санкт-Петербурга. Среди них: "Анна в тропиках", "Моя дорогая helene", "Мыльные ангелы", «Трепет моего сердца", «Дуэль», «Буря» в театре имени В.Ф. Комиссаржевской. А также "Орфей спускается в ад", "Августовские киты", "Горе от ума", "Сон в летнюю ночь" в театре на Васильевском. А также "Иллюзии любви " и "Ты, я и правда" в театре Комедии имени Н.П. Акимова, «Мещане» и «Бесприданница» в театре имени Ленсовета, «Странная миссис Сэвидж» в театре на Литейном. И еще один спектакль «Перемирие» Алексея Куралеха в Театре на Литейном.
Оказавшись, например, в стенах театра имени Ленсовета, руководимого Ларисой Луппиан, мне захотелось взять два их премьерных спектакля, которые идут на основной сцене, просто, что называется по уму и разуму. Один из них спектакль "Бесприданница" молодого режиссера Дмитрия Луговкина. Правда, это спорная работа, но не буду внедряться в подробности. Ведь мы-то говорим: «До встречи в театре», а, значит, приди и посмотри.
Вторая постановка там же «Мещане», тоже дебютный премьерный спектакль Василия Сенина по великой пьесе Алексея Максимовича Горького, которая, спустя многие годы, вернулась на петербургские подмостки. Полтора сезона назад она появилась на подмостках театра на Васильевском. И с тех пор поставлена в третий раз, в том числе в ТЮЗе имени Брянцева режиссером Езизаветой Бондарь. И, вот, теперь, в театре имени Ленсовета. Ну, что же, бывает, что мода возвращается...
Также в телевизионный эфир вышла премьера прошлого сезона - спектакль «Странная миссис Сэвидж» по пьеса Джона Патрика в постановке Александра Кузина. Получилось, что этим спектаклем в 50-летний юбилей своей сценической деятельности на сцену вышла народная артистка Татьяна Ткач, ведущая артистка и прима театра на Литейном.
- Ждать ли еще продолжения выхода рубрики «До встречи в театре»?
= Надеюсь, что будут еще съемки других спектаклей, когда я приеду в Санкт-Петербург. Но, к сожалению, многое из сьемок вырезают редакторы. До смыслов сегодня никому нет дела, просто соблюдается необходимый рекламный формат. Но для меня важна популяризация самого театра на телевидении даже в таком формате, когда не удается рассказать и 20 процентов из того, что хотелось бы из 100. С одной стороны, это говорит о минусах в целом самого формата телевидения и о его определенном кризисе. Но одно не отменяет другого ни при каких обстоятельствах. Главное, рассказывать о том, что нового и животрепещущего происходит на сценических площадках, заинтересовывая благодарного зрителя. До встречи в театре!
С театральным обозревателем Ильей Золкиным о его авторском проекте «Снимаю шляпу» и передаче «До встречи в театре» на телеканале 78 Санкт-Петербурга беседовала Алла Буловинова
Фото из личного архива Ильи Золкина
Окультурить друзей: