Новый экспериментальный театр занимает первое место в Волгоградской области по продаже билетов по «Пушкинской карте»
С огромным творческим размахом с 16 по 20 мая с.г. прошел. IY Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ) под девизом «Театр в России больше, чем театр». Он собрал под свое крыло активных профессионалов из разных регионов страны – от Москвы до самых до окраин, которые, не уставая делились друг с другом своим опытом по организации театрального дела на местах. В залах, где проходили мероприятия, в том числе в легендарном театре имени Евгения Вахтангова, директор которого заслуженный деятель искусств РФ и заслуженный работник культуры РФ Кирилл Крок, один из главных организаторов фестиваля, а также на площадке Цифрового делового пространства (ЦДП), что на ул. Покрова, 47, яблоку было негде упасть.
В первый день, после торжественного открытия ВФТМ, участникам предложили две секции по интересам. Одни предпочли Новую сцену театра, где проходила секция «Стратегия управления», в которой участвовал Кирилл Игоревич, а его соведущей была высококлассный профессионал своего дела, имеющая многолетний опыт театрального менеджмента, блестящий эксперт по коммуникациям в сфере культуры Юлия Юдина, по профессии театральный фасилитатор, которая с чувством юмора и в то же время серьезно выполняла доверенные ей обязанности модератора фестиваля. Не случайно на пленарном заседании Юлия Тимуровна на основе анализа выступлений сделала вывод: «Российский театр – тяжело, но можно». И это стало крылатым выражением на протяжении всего фестиваля.
Тем временем параллельно на Симоновской сцене проходила вторая секция «Маркетинг и коммуникации», где каждый из выступавших рассказывал о внедрении новшеств в области театрального менеджмента в своем театре.
Один из них, 34-летний Амир Хамзин, окончивший в 2012 году российское негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Международный институт управления в г. Волгограде по специализации юрист и с сентября 2019 года приступивший к работе в должности начальника отдела маркетинга и по связям с общественностью в Волгоградском государственном Новом экспериментальном театре (НЭТ), основанном в 1988 году народным артистом РФ Отаром Джангишерашвили (1943-2018). Директором НЭТ является Ангелина Манжина, которая работала еще при основателе театра - Отаре Ивановиче Джангишерашвилли. А главным режиссером театра с 12 сентября 2023 года стал ведущий мастер сцены, заслуженный артист РФ Андрей Курицын, выпускник Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева.
По признанию Амира Рашитовича, для него основным посылом участия в Вахтанговском фестивале театральных менеджеров является то, что он «хотел бы донести до театрального сообщества то, что сегодня в цифровой среде театрам крайне необходимо иметь в штате или на аутсорсинге специалиста по информационным технологиям или компанию из области ИТ. В России примерно 650 государственных театров и только у 630 из них дела с продажами обстоят "более-менее". По его словам, надо «омолаживать коллективы в театрах, так как молодое поколение лучше разбирается в современных инструментах маркетинга и продаж, поскольку сегодня все это делается с использованием цифровых технологий». А государственный театр сегодня – это государственный бизнес и главный показатель качества работы директора или художественного руководителя в театре. Здесь главное – продажи: каждый день должен быть аншлаг. Но об этом сегодня не может быть и речи, если у театра нет современного продающего сайта с удобным способом покупки.
«Я, как технократ, увидев эту проблему на примере театра НЭТ, принялся ее решать. Результат не заставил себя долго ждать. До запуска моего сайта в театре 90% продаж приходилось на КАССУ театра и билетных распространителей, а сегодня все ровно наоборот! 90% это - онлайн продажи! 70% - сайт! и 20 - билетные агрегаторы. И только 10 % сегодня приходится на кассы театра. Считаю, что, если это проделать с оставшимися 600, условно говоря, театрами, - государство будет выгодоприобретателем. Тогда общая доходность всех театров разительно вырастет, что даст толчок развитию культуры в стране, а, значит, будут новые постановки, новое звуковое и световое оборудование, новые продающие сайты и современный молодой персонал и т.д.».
Яркое, эмоциональное и импульсивное выступление молодого театрального менеджера Амира Хамзина вызвало не только огромный интерес к его работе, но и улыбку всех присутствующих в зале. Он не первый раз присутствовал на таком мероприятии. И оказалось, что ему на самом деле хотелось подробно поделиться тем, как он работает со зрителем и что нового по своей инициативе внедрил в этой области за последнее время.
Об этом он рассказал и на нашей обоюдной встрече по окончании фестиваля.
- Прежде всего я создал продающие сайты для двух учреждений культуры - для театра НЭТ и для Волгоградской областной детской филармонии, на которые сегодня приходятся 90% продаж. До этого в нашем театре показатель был ровно наоборот, а в филармонии даже не было как такового сайта и на билетных бланках ряд и место писали ручками.
Если на вашем веб-сайте сразу не понятно, как приобрести билет, то о каких нормальных продажах может идти речь? Зрителю не нужна бюрократия, ему нужно название и описание спектакля, автор, возрастной ценз, жанр, продолжительность и стоимость билета — всё это должно быть на видном месте, как и кнопка покупки. Это называется «юзабилити» (usability), и оно должно быть адаптировано для зрителя.
Создание современного сайта в НЭТе увеличило продажи в три раза. И одна из причин — удобство покупки билета. Должно быть так: заходишь на сайт, видишь кнопку «Купить билет», вводишь данные карты – и готово. Электронный билет приходит на почту. Распечатывать его не нужно, достаточно предъявить на входе, где служба по приёму отсканирует его считывателем QR-кода, что подтвердит его легитимность и тем самым погасит его. Отчёт о погашении сразу передаётся в Минцифры, а в личном кабинете билетной системы можно увидеть все ли зрители, купившие билет, посетили спектакль.
После того, как мы внедрили систему бронирования билетов онлайн, больше записывать на бумаге имена и фамилии желающих попасть на спектакли необходимости не было: все происходит автоматически.
При этом произошла замена почти всех билетных распространителей, в том числе в возрасте, на билетные агрегаторы. Если раньше их было почти 50 человек, то сегодня - 4! Сейчас им на помощь пришли билетные агрегаторы, среди которых Кассир, Афиша.ру, Яндекс Афиша, МТС Лайв, Тинькофф Город, Почта Банк и многие другие. Современным театрам очень важно присутствовать на всех платформах, где зрители покупают билеты. Особенно это актуально при организации гастролей в других городах.
В настоящее время билет в НЭТ можно купить не только через его официальный сайт, но и через мобильные приложения партнеров. Была также упрощена процедура возврата билетов. Вернуть билет должно быть также просто и понятно, как и купить, например, через формы Яндекса.
К тому же я сделал театральный телеграм-бот, через который можно купить билет в театр, не выходя из самого телеграма. Сегодня это актуально, поскольку молодежь активно пользуется этим мессенджером.
В 2022 и 2023 годах была организована продажа билетов на гастроли в Зимнем театре Сочи. И в этом году я также организую гастроли в этом городе. В общей сложности каждый раз необходимо продать примерно по три тысячи билетов на три гастрольных спектакля.
Мне также удалось подключить 49 из 53 спектаклей НЭТа к «Пушкинской карте», создав чат-группу в вацап (WhatsApp) с ответственными за «Пушкинскую карту» в 123 школах города для рассылки анонсов спектаклей по ней, и я тесно сотрудничаю с ответственными за молодежную политику в 10 вузах города. Именно поэтому НЭТ занимает первое место в Волгоградской области по продаже билетов по «Пушкинской карте».
Дополнительно для привлечения зрителей реализовал возможность покупать билеты на экскурсии по театру, подарочные сертификаты и емейл- рассылки с промокодами.
Немаловажно, что именно директор НЭТ Ангелина Анатольевна подала мысль отправить меня первый раз в 2022 году на ВТФМ, на котором я узнал о Кирилле Игоревиче Кроке. Тогда я проникся его идеей о том, кто такой театральный менеджер и что он может делать. Именно с тех пор я начал слушать его лекции на ВФТМ, читать его статьи и регулярно посещать Балтийский Культурный форум в Калининграде и ВФТМ в Москве. Это то, что и сделало меня таким специалистом в области культуры, каким сегодня я являюсь.
P.S. В подтверждение своего высокого профессионального уровня Амир Хамзин на секции «Маркетинг и коммуникации», воочию представил на мониторе и подробно разобрал для слушателей несколько слайдов. В том числе: продающий сайт; бронирование билетов онлайн; телеграм и ВК-бот; быстрый возврат; билетные агрегаторы; организация гастролей; «Пушкинская карта» в вацап; продажа мерча онлайн.
Если какому-то театру нужны консультация или аудит в области театрального маркетинга и продаж, он готов прийти на помощь. Его координаты: тел.: 8(8442) 222-777, доб. 240 и сайт https://net-volgograd.ru.
Не забудьте: начальник отдела маркетинга и по связям с общественностью Волгоградского государственного Нового экспериментального театра Амир Рашитович Хамзин,
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: